Куда «утекает» валюта?

В вопросах формирования конвейера импортозамещения в отечественной экономике наша республика добилась очевидного прогресса. Однако практика ввоза иноземной продукции продолжает поглощать  солидные валютные ресурсы, и получается, что конвертируемые финансовые средства зачастую необоснованно уходят на поддержку иностранных производителей.  

В августе 2019 года Президент Шавкат Мирзиёев подписал Постановление "О дальнейшем повышении ответственности органов государственного и хозяйственного управления и органов исполнительной власти на местах за внедрение новой системы локализации производства и ускорение кооперационных связей в отраслях промышленности». В документе отмечается, что отсутствие единой системы локализации производства промышленной продукции в республике является причиной неполного использования производственных мощностей, снижения уровня создания цепочки добавленной стоимости посредством глубокой переработки отечественного сырья.

На пресс-конференции первого заместителя хокима области по вопросам экономики и предпринимательства Джамшеда Уракова отмечалось, что в Самаркандской области наблюдается существенный дисбаланс во внешнеторговом обороте. Экспорт товаров в 2019 году составил 22, а импорт 77 процентов. При этом необходимо отметить, что предприниматели за валюту, в основном, завозили технологическое, производственное и медицинское оборудование. Подобная практика для развивающейся экономики считается нормальным явлением, так как способствует формированию фундамента для производства отечественных, в том числе импортозамещающих товаров. Но мониторинг экспортно-импортных операций показал, что порядка 20 миллионов долларов США местные бизнесмены потратили на импорт продукции, которую можно производить в Самарканде. Например, за валюту завозились кетчуп, макароны.

Аналогичные примеры приводил на своем брифинге советник хокима области по вопросам промышленности, локализации и промышленной кооперации Назар Ибрагимов. Он, в частности, отмечал, несмотря на действующие в регионе семь предприятий по выпуску растительного масла, из-за рубежа было завезено такой продукции почти на 10 миллионов долларов США. При наличии в области достаточного количества молочных заводов импорт маргарина составил около 700 тонн. Причина такой ситуации обусловлена тем, что большинство отечественных производителей еще не научились продвигать свой товар на внутренним и внешних рынках, слабо используют возможности рекламы. У нас, к сожалению, в отличие от иностранных конкурентов еще мало устойчивых, узнаваемых национальных брендов. Производители отечественных товаров редко проводят акции по распродаже своей продукции с целью укрепления своих позиций на рынках сбыта. В результате потребители продолжают покупать широко рекламируемые импортные продукты питания и другие товары.

Как уже отмечалось, значительную часть валютных средств самаркандский бизнес тратит на импорт оборудования. Однако в прошлом году было выявлено 15 случаев, когда дорогостоящие зарубежные технологии простаивали. Причина: предпринимателями предварительно не были решены вопросы с земельными участками под новые производства, обеспечения таких площадок природным газом. В результате нет выпуска товаров, рабочих мест, отчислений в бюджет, а у бизнесменов возникли проблемы с расчетами по кредитам.

Другой пример. Один из местных предпринимателей регулярно завозит с сопредельной республики… гвозди. А ведь выпуск такой продукции можно освоить и в Самаркандской области, создав при этом несколько новых рабочих мест.

Еще одна причина необоснованного расхода валютных средств на импорт товаров – отсутствие единой информационной базы о производимых в Узбекистане товарах. Например, самаркандские текстильщики некоторые компоненты для производства готовой продукции завозят из-за рубежа, не владея сведениями, что такие товары, причем не уступающие по качеству импортным аналогам, выпускаются в других областях. Для решения этой проблемы в настоящее время в республике формируется единый банк данных о выпускаемых в стране товарах.

Сегодня в Самаркандской области, с запуском цеха по сборке «КамАЗов», действуют уже четыре предприятия по производству автотранспортной техники. В последние годы, благодаря проведению промышленных кооперационных бирж и целевых акций по локализации комплектующих, в Узбекистане удалось наладить производство многих запасных частей и деталей для автомобилестроения. Например, сегодня отечественные производители поставляют на самаркандский автомобильный завод «СамАвто» сотни наименований комплектующих, на СП ООО JV MAN Auto-Uzbekistan - 135 деталей, а самое молодое из самаркандских автопроизводств ООО UzAuto Trailer по сборке «КамАЗов» получает от местных бизнесменов около 35 компонентов.

- На нашем предприятии освоен выпуск широкой линейки деталей для интерьера и экстерьера автобусов MAN и комплектующих для последних моделей автобусов ООО «СамАвто», - говорит директор действующего в Самаркандской области ООО «Стеклопастик» Ильхом Халилов. – Также приступили к выпуску отдельных комплектующих для новых автобусов MAN, предназначенных для перевозки авиапассажиров в воздушных портах. Всего для автопредприятий мы производим более 200 наименований комплектующих. На предприятии также освоен выпуск медицинской мебели для учреждений здравоохранения, спортивного инвентаря, которые раньше завозились из-за рубежа.

В настоящее время в нашей области начата реализация специальной программы, которая позволит увеличить выпуск импортозамещаемых товаров на 34 процента.

Ринат АБДУЛЬМАНОВ.

Фото автора.