Куда идти за справедливостью?

В течение гарантийного срока перестала работать техника, а в сервисном центре разводят руками и требуют оплатить ремонт. Рубашка оказалась мала, но ещё вчера вежливо обращающийся продавец сегодня категорически отказывается принимать ее обратно. Сдачу в магазинах и автобусах не додают, и если раньше речь шла о ста сумах, то сегодня продавцы округляют сумму в свою пользу и не возвращают покупателям по 500-600 сумов. Думаю, многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями. Что делать? К кому обращаться?

Сегодня у потребителей есть выбор между двумя организациями, куда можно обратиться за помощью в случае нарушения их прав: в региональные отделения Федерации защиты прав потребителей или в недавно созданное Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете.

Основное отличие заключается в том, что новый орган имеет право на проведение проверок предпринимателей, если есть факты нарушения законодательства о защите прав потребителей, а также наложить штраф. Кроме этого, в компетенцию входит регулирование рекламного рынка с целью недопущения недобросовестной конкуренции и пресечение недостоверной рекламы. Федерация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РУз и в социальном партнёрстве с государственными органами власти и управления, негосударственными некоммерческими организациями. Права потребителей Федерация отстаивает с 1999 года. Федерация поможет найти справедливость платно - 9 % от МРОТ, в Агентстве это сделают бесплатно.

Поступившее в Агентство обращение регистрируется, изучается и направляется в соответствующий орган также для изучения. Ответ того ведомства поступает в установленные законодательством сроки. Работа Федерации поставлена иначе. К примеру, в областном обществе защиты прав потребителей после регистрации обращения юрист изучает ситуацию вместе с ответственным лицом той организации, на которое поступила жалоба. На решение вопроса уходит от одного до трёх дней. Бесплатная помощь госорганизации не так быстра, но тоже действенна.

- За прошедшие шесть месяцев в наше ведомство поступило 346 обращений, - говорит начальник отдела защиты прав потребителей в сфере торговли, общественного питания, туризма, социальных и финансовых услуг, а также услуг связи регионального управления Агентства по защите прав потребителей при антимонопольном комитете Абдугани Саидов. - Из них наибольшее количество (212) касается работы коммунальных служб и транспорта, а также общественных точек питания (89), связи и социальных услуг (24), рекламы (4), коммерческих банков (17). На сегодняшний день 289 обращений решено в пользу потребителей, в результате им возвращено 29 млн. 750 тысяч сумов. 12 обращений находятся на стадии рассмотрения, 45 обращений перенаправлены в соответствующий орган.

- Я обратился за помощью в региональное управление Агентства с просьбой разрешить наш спор с продавцом шифера, - рассказывает М. Хушназаров из Иштыханского района. – В Пайшанбе Каттакурганского района я купил 200 листов шифера. Представители ООО обещали три года гарантии на свой товар. Но когда я стал забивать в них гвозди, шифер ломался на пополам по всей длине. Сотрудники Агентства выяснили ситуацию,  в итоге мне вернули деньги – 7,4 миллионов сумов.

Кстати, в обеих структурах есть короткие номера телефонов для обращений. Агентство по защите прав потребителей при антимонопольном комитете - 11-59. Федерация обществ по защите прав потребителей - 10-91.

Юлдуз ХАЙДАРОВА.