Кто закрывает глаза на проблемы инвалидов?
Люди с инвалидностью ежедневно сталкиваются со множеством вызовов - отсутствием инклюзии во всех сферах общественной жизни, трудностями с трудоустройством, стереотипами в обществе. С чем борются и к чему стремятся лица с инвалидностью сегодня – об этом рассказывает руководитель областного общества инвалидов Дилмурод ПАРДАЕВ.
- В последние годы государством уделяется отдельное внимание социальной поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья. Как это отражается на практике?
- Да, на законодательном уровне к этому вопросу подходят серьёзно. Разработанная система гарантий и мер социальной поддержки позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства инвалидов, расширить возможности их социального функционирования. Но на местах должностные лица всего этого пока не воспринимают. К примеру, жительнице Ургутского района, имеющей инвалидность, комитетом женщин были выделены средства на приобретение жилья. Выделенная сумма немного превышает сумму первоначального взноса, поэтому представители банка отказывают в выдаче денег, мотивируя ещё и тем, что женщина нигде не работает. Отказ прозвучал, несмотря на то, что председатель и консультант с её махалинского схода граждан согласны выступить в качестве поручителей. После неоднократных жалоб женщины руководители секторов предложили пристроить для неё комнатку, на что она не согласна. Словом, человек измотан инстанциями. Ещё один человек обратился в тот же хокимият с просьбой выдать ему запчасть от инвалидной коляски с электроприводом. Вроде, проблема небольшая, но у человека она не решается уже довольно долго.
- С какими ещё проблемами сталкиваются сегодня люди с инвалидностью?
- Проблем достаточно. Это - трудности в получении медицинской помощи, образования, негативные социальные установки в отношении к инвалидам, ограничение участия в культурной жизни общества и спорте и другие. Уже много раз говорилось о несоответствующей инфраструктуре города. Вопрос периодически поднимается, а результата нет. Также можно отметить проблемы детских садов. Вот недавно обратилась мама ребёнка-инвалида, желающая устроить его в детский сад. Но в Самарканде таких специализированных садов нет. Да, действуют частные дошкольные учреждения, но цены там доступны не всем. Наболевшей проблемой является трудоустройство людей с ограниченными физическими возможностями. К сожалению, объявления о квотных рабочих местах не соответствуют действительности. Человек приходит устраиваться на работу, но на месте выясняется, что такой вакансии нет. Очень хочется узнать у представителей органов по труду и обеспечению занятости населения, сколько в их структуре трудоустроено людей с инвалидностью?
Словом, проблем много, обращающихся много, а условий для работы в обществе инвалидов нет. У некоторых наших районных представителей нет даже собственного офиса. Они работают у себя дома. А у тех, у кого есть кабинет, нет достаточной материально-технической базы. Заработная плата не выплачивается по несколько месяцев. В этом требуется конкретный правовой механизм. Хочу отметить, что в последнее время специальные рабочие группы совершают подомовой обход и выявляют проблемы граждан. Но почему в составе рабочих групп нет представителя общества инвалидов? Ведь вместе с выявлением проблем, необходимо разрабатывать предложения для принятия мер. В этом, я считаю, нужно учесть и наши мнения.
- Вы имеете в виду, чтобы лица с инвалидностью имели возможность занимать руководящие должности?
- Именно так. Человек может быть ограничен физически, но не умственно. Нельзя устанавливать конкретные границы его развитию, карьерному росту. Сейчас инвалид является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов - это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях. Ведь намного лучше, если инвалиды будут приносить пользу обществу, платить налоги, а не жить за счёт государства.
Отмечу, до сих пор нет единой базы данных об инвалидах области. Нет даже конкретной цифры – количества инвалидов. В пенсионном фонде одна цифра, у нас - другая, у врачебно-трудовых экспертных комиссий - третья. Как можно решать проблемы инвалидов, не зная даже их количества, адреса, условий жизни? Решение этой проблемы - совместная работа. Сейчас мы работаем в хаотичном порядке. К примеру, мужчина с инвалидностью обратился в консультативный центр областного управления здравоохранения с вопросом получения водительских прав, ему дали направление во ВТЭК. Пройдя там комиссию, по возвращению ещё раз проходит через комиссию, но уже в здравоохранении. Зачем два раза проходить медкомиссию? Ему достаточно пройти осмотр у специалистов в наркологии, психоневрологическом диспансере, проверить зрение и всё. Или возьмём инфраструктуру. Раньше общества инвалидов были в списке приёмной комиссии при сдаче новых зданий. А сейчас нас в этом списке нет. Параметры пандусов и прочих условий для людей с инвалидностью никто не проверяет. В итоге, даже если и есть пандус у входа в аптеку, то он не соответствует должным параметрам.
- Расскажите о порядке получения социальной помощи. Куда, к примеру, нужно обращаться для получения инвалидной коляски?
- Первым делом гражданин идёт в свою поликлинику, ему выдаётся направление во ВТЭК, там определяется группа инвалидности, по которой затем начисляется пенсия. Получившему группу инвалидности гражданину медико-социальной службой при областном управлении здравоохранения бесплатно выдаются протезно-реабилитационные средства. Каждые пять лет средство заменяется на новое, каждые два с половиной года – ремонтируется. Бывает, по каким-либо причинам средства уже не нужны или нужны на время. Этими вопросами также занимается служба. Купить средства можно в специализированных магазинах. Думаю, проблем с реабилитационными средствами нет, трудности есть в социальной поддержке. Отмечу, в Европе очень развита эта сфера. Нуждающиеся в посторонней помощи граждане обеспечиваются социальным сотрудником, сиделкой. У нас это, к сожалению, не развито. Также у нас хромает и психологическая помощь. Вы не представляете, в каком состоянии пребывают люди, случайно ставшие инвалидами, матери, дети которых становятся или рождаются инвалидами. В махаллях или сельских врачебных пунктах должны быть психологи, своего рода "путеводители", которые смогут рассказать, объяснить человеку, куда нужно обращаться, как действовать дальше. К чему приводит незнание людей? В нашей стране это приводит к разводам, решению оставить ребёнка в детском доме и так далее.
Я много говорил о создании центра независимой жизни. Такой центр я видел в Японии. Люди с инвалидностью заняты рукоделием, игрой в шахматы, чтением газет, по мере необходимости, им оказывается медпомощь. Такой центр решает ряд проблем: если что-то создают руками - трудовая реабилитация, познакомились, понравились - семейная реабилитация, пообщались со специалистами - психологическая реабилитация. Но почему-то нас не слышат, и наши проблемы остаются только нашими проблемами...
Юлдуз ХАЙДАРОВА.