Кто ищет выход, тот найдёт
Как разгрузить городские дороги, уменьшить количество пробок и ДТП? На сегодня этот вопрос стал одним из актуальнейших в Самарканде. Решение его, думаю, не только в расширении дорог.
Раньше была такая проблема: люди боялись опоздать на работу, так как мог остановится производственный процесс, предприятие могло потерять часть продукции. И рабочие спешили на пассажирский транспорт, который ездил по графику и остановкам. И был государственной прерогативой.
Сейчас нормально действующих производственных предприятий не так уж и много, например, в Самарканде, их можно сосчитать на пальцах рук. А те, которые имеются в городе и пригородах, обладают служебными автобусами, курсирующими утром и вечером. Поэтому многие, кто часто пользуется общественным транспортом, редко не возмущаются тому, что автобус простаивает на каждой остановке по 10-15 минут, - люди особо никуда не спешат. Поэтому доставка людей до места работы - это уже не самое актуальное, в конце концов, у многих служащих сейчас свои автомобили.
Намного важнее, когда дети и молодёжь опаздывают на учёбу. Поэтому те родители, у кого есть возможность, стараются сначала доставить детей на учёбу, а потом поехать по другим делам. Одни для этих целей пользуются своим транспортом, другие нанимают такси. Из-за обилия частных автомобилей в определенное время – часы пик - возникают пробки, дорожно-транспортные происшествия и другие стрессовые явления. На мой взгляд, для разгрузки дорог можно осуществить две вещи.
Во-первых, следует перевести школы, средние специальные и высшие учебные заведения на дифференцированный график начала занятий. Например, СамГУ начинает учёбу в 8 часов, остальные вузы в 8.30 или наоборот. Занятия в школах также должны начинаться в разное время, с восьми, восьми тридцати и девяти часов. Кроме того, необязательно, чтобы именно первая смена была загруженной полностью, а вторая наполовину. Можно сделать наоборот. Тогда часть утреннего потока переместится к дневной смене.
Безусловно, это приведёт к повышению качества образования, так как учителя смогут отдышаться, выпить чашечку чая и затем, как следует сосредоточившись, приступить к началу занятий. Это полезно и для самих учащихся.
Во-вторых, пора подумать о приобретении автобусов сначала для ведущих школ с большим количеством детей, а в последующем и для остальных. Да, в школы стараются принимать учащихся по микроучасткам, но мы знаем, что сегодня родители, стремясь дать ребенку качественное образование, переводят его в учебное заведение с «рейтингом». Но не все родители могут позволить себе услуги такси или имеют собственное авто.
Понятно, что возможности госбюджета ограничены, поэтому придётся внести изменения в систему работы общественного транспорта. В зависимости от маршрутов их движения, каждый из двух или трёх из них нужно сделать экспрессными, то есть останавливающими через несколько остановок. По мере повышения эффективности экономики и роста доходов государственного бюджета можно будет подумать о закреплении за школами автобусов, но пока говорить об этом рано
Можно сделать и так. Часть автобусов по договорённости со школами привозит детей, а затем продолжает работу на своём маршруте. Кстати, в этих целях можно воспользоваться услугами служебных автобусов, часть из которых простаивает после доставки работников, но, конечно, это не должно быть осуществлено в ущерб интересам производителей. Использование таким образом автобусов сократит пробки, так как один автобус заменит 7-8 легковых машин. А еще будет способствовать тому, что родители получат возможность использовать свое время более рационально.
Илхом ВАФАЕВ.