Крепче стали

Может ли человек быть крепче стали? Если бы сталь была живым существом, то она вряд ли бы справилась с испытаниями, с которыми на протяжении всей своей жизни сталкивался самаркандец Абдусалом Акрамов.

При этом, несмотря на все трудности, он подарил Самарканду многое: огромные чинары, растущие на бульваре, немало учителей, профессоров вузов, работающих по всему миру, а еще внес свою лепту в строительство музея обсерватории Мирзо – Улугбека.   

Детство, которого не было

Абдусалом Хусаинович родился в 1908 году в большой, но малоимущей семье. Вместе с братом он четыре года учился в школе-интернате для детей из бедных семей. В ней их не только бесплатно обучали, но и кормили, одевали. Полученная там база знаний была сопоставима с программой педагогическому училищу, благодаря чему юный Акрамов стал учителем.

Акрамов, как и многие дети того времени, рано повзрослел. В 12 лет он озеленял город, бульвар имени Горького (нынешний университетский). Мальчишкой он сажал там чинары, которые сегодня создают в городе особый микроклимат. В юные годы он увлекся творчеством, стал принимать участие в организации студенческого комитета, музыкальных кружков, участники которого выступали в чайханах, собирая пожертвования. Ближе к 17 годам Акрамов стал выпускать стенгазету «Яш кучъ». Тогда же вместе с братом Насимом организовал школу Ликбеза. Однако спустя несколько месяцев, его, тогда Акрамову было всего 17 лет, отправили на военную службу, в часть особого назначения.

Жизнь, посвященная образованию

После армии его направили на учебу в Москву, где он провел четыре года. На последнем курсе Акрамова приняли на работу в Таджикское постпредство, где он поначалу работал переводчиком, а затем - заведующим секретной частью и ответственным секретарем. Абдусалом Хусаинович уверенно шел по карьерной лестнице, но в 1930 году заболела его мама и он вернулся в Самарканд, где был назначен заместителем директора Института усовершенствования учителей.

Интересно, что в 1931 году, имея московское образование, Акрамов поступает в Ташкенте в УзГУ на кафедру «История Запада». Спустя год влюбляется в Мухаббат Ишанкулову и создает с ней семью. После окончания Абдусалом преподает в педагогическом институте в Душанбе, куда на повышение квалификации он отправляет 40 учителей из Самарканда и Бухары.

В 1934 году руководство страны отправило Акрамова на родину в Самарканд, поручив, поднять уровень образования в городе. До 1937 года он работал заведующим горОНО, одновременно преподавал в институте.

Годы лишений

В августе 1937 года в дом Акрамовых, у которой только родился третий ребенок, врываются сотрудники НКВД и забирают Абдусалома Хусаиновича. Спустя 10 месяцев пребывания в следственном изоляторе, ему выносят приговор, лишая свободы на 10 лет. Их он проведет в России в трудовом лагере, где будет принимать участие в строительстве Безымянской ТЭЦ.

Ссылка его не сломала, а наоборот сделала сильнее. На каторге он проявлял себя как ответственный и исполнительный работник, за что не раз поощрялся новой одеждой, формой, обувью. Когда началась Вторая мировая война, он один из первых подал заявление об отправке на фронт, но ему было отказано, поскольку объект, на котором трудился Акрамов приравнивался к передовой линии фронта. В 1946 году Абдусалом Хусаинович, сломав руку, захворал: простуда, бронхит, грыжа. Но, несмотря на плохое самочувствие, он продолжал работать, выполняя легкую работу в цехах и занимаясь озеленением территории ТЭЦ.

Без дома, денег и работы

Спустя десять лет, в августе 1947 года, Акрамов вернулся в Самарканд. Но там его ждал очередной удар судьбы. Брат забрал себе дом и фруктовый сад, а жену и троих детей Абдусалома Хусаиновича отправил к ее маме, которая и сама еле сводила концы с концами. Мухаббат Ишанкуловой пришлось непросто, она устроила детей, младшему из которых было всего 8 месяцев, в круглосуточный садик и почти все заработанные деньги отдавала за их воспитание.

«1947 год был тяжелый: ни работы, ни денег, документы, в том числе и трудовая, утеряны», - из рукописи Акрамова.

В 39 лет Абдусалом Хусаинович начал свою жизнь практически с нуля, с огромным препятствием - никто не хотел брать на работу осужденного. В поисках работы Акрамов случайно встретил своего ученика, который возглавлял один из убыточных совхозов в Акдарьинском районе и тот предложил ему работу. Акрамов вместе с семьей уехал в Акдарью, где более 10 лет поднимал хозяйство. Жил он вместе женой и детьми в бараке.

10 октября 1959 года Абдусалом Хусаинович был реабилитирован. К этому моменту он, имея инвалидность второй группы, вместе с Мухаббат Ишанкуловой воспитывал уже 7 детей. Поскольку пенсии по инвалидности не хватало, ведь четверо детей были еще школьниками, Акрамов обратился в Верховный Совет с просьбой восстановить утерянные документы. Ему помогли, назначили персональное пенсионное пособие.

Переживания за историю

В возрасте 56 лет его назначили хранителем музея обсерватории Мирзо-Улугбека, где он проработал 12 лет.

Стоит отметить, что за четыре года до трудоустройства в музей, Акрамов отправил письмо в Москву, попросив в нем построить в Самарканде музей обсерватории Мирзо-Улугбека. В своей рукописи он писал, что секстант астронома заброшен, как и могила археолога Василия Лаврентьевича Вяткина, который и обнаружил обсерваторию великого ученого.

«Приехала комиссия из Москвы и вместе с археологами изучала территорию. Было решено построить мемориал, который на самом деле стал строиться, чтобы туристы, интуристы могли ознакомиться с деятельностью великого астронома Мирзо-Улугбека, чтобы местные жители могли гордиться своей местностью, своей историей», - из рукописей Акрамова.

В 1972 году Абдусалом Хусаинович серьезно захворал, сказались травмы и осложнения, полученные в годы репрессии. Спустя три года его не стало.

Слово об отце

- Несмотря на все тяготы, отец смог достойно пройти свой путь и оставить неизгладимый след не только в истории нашей семьи, но и всего Самарканда, - рассказывает его дочь, филолог Лола Акрамова. – У папы была трудная, но при этом удивительная судьба. Он пронес через всю свою жизнь верность идеалам образования, семейных ценностей, дружбы и бескорыстной любви к истории и культуре родного Самарканда. Он сохранял эти высокие стремления всю жизнь, несмотря ни на то.

В 2021 году Лола Акрамова опубликовала книгу «Слово об отце: Крепче стали», посвятив ее светлой памяти одного из ярких и мужественных сынов Самарканда. 

К сожалению, до сих пор нет данных о точном количестве людей, попавших под жернова карательной машины в годы сталинских репрессий. По имеющимся данным, в Узбекистане жертвами преследования стали 110 тысяч человек. Только в Самарканде с августа 1937 по январь 1938 года были арестованы более 10 тысяч человек.

Малика АБАЙДУЛИНА.