Красавица тюбетейка

Сегодня в городах, на улице или в транспорте, нечасто встретишь человека в тюбетейке. Их надевают либо люди старшего возраста, либо жители из районов. Правда, тюбетейками продолжают пользоваться в культовых целях: во время торжеств или похорон, их еще носят невесты-келинки. А человека, одетого в чапан и с чалмой на голове, теперь встретить практически невозможно. Но, так было не всегда.

Последовательно, из десятилетия в десятилетие культура одежды в Узбекистане изменялась. Если оглянуться на сто лет назад, мы увидим совершенно другую картину, когда местное население ходило только в национальной одежде. Если жителю Средней Азии приходилось совершать путешествие в другую страну, он отправлялся туда в своем наряде. По правилам этикета выйти из дома без чалмы тогда решались только люди, не заботящиеся о своем достоинстве.

Время накладывает свой отпечаток на многое, и теперь современная молодежь предпочитает идти в ногу с цивилизацией и одеваться соответственно всеобщей новой моде. Показательным является случай, когда не так давно одним из работников Министерства культуры республики было выдвинуто предложение –всем сотрудникам сферы культуры надеть тюбетейки. Предложение стало предметом иронии у населения…

Среди головных уборов местных жителей Узбекистана тюбетейка занимает особое место. В переводе с тюркского слово «тюбетейка» означает – верх, вершина. Производство вышитых тюбетеек было и, к счастью, остается одной из старинных и широко распространенных форм узбекского народного художественно-прикладного творчества. В этом, казалось бы, небольшом по размерам виде головного уборе нашли свое отражение характер и душа народа.

Любовь и тяга к прекрасному порождали сказочно-прекрасный мир, населенный птицами, звездными светилами и диковинными цветами. Из поколения в поколение искусство мастерства вышивки бережно передавалось и совершенствовалось. Бесконечное многообразие расцветок и орнаментов, выполненных на высокохудожественном уровне, никого не оставляли равнодушными. Тюбетейки, создаваемые мастерицами Андижанской и Ферганской, Самаркандской и Ташкентской, Бухарской и Шахрисабзской, пользовались постоянным спросом.

В Самарканде тюбетейка называлась – «калпок». В обиходе местных жителей использовались тюбетейки как повседневные, так и праздничные, а их причудливые узоры имели свое особое назначение и смысл. Мир образов и мотивов зачастую был связан с народными поверьями и радовал глаз. Тюбетейки мужчин, кстати, в XIX веке были не менее яркими чем женские. По головному убору легко можно было определить, из какого района и какого сословия его хозяин.

Согласно одной из легенд, завоеватель Амир Тимур привез с собою из очередного похода и поселил в Самарканде пленных ремесленников, среди которых были и мастера-тюбетеечники из Ирака. От этих переселенцев мастеров и начал распространяться новый «иракский стиль» вышивки. Оказавшись на среднеазиатской земле и впитав ее местные особенности, этот вид вышивки получил свое развитие и новое звучание, а тюбетейка становится традиционной частью одежды. Кстати, в деле производства тюбетеек принимали участие как женщины, так и мужчины.

Со времени правления бухарского эмира Насрулло (1827-1860 г.г.) и после него наметился подъем золотошвейного мастерства. В то время золотошвейное искусство было исключительно мужским занятием. Спустя некоторое время, тюбетейки стали цениться настолько, что эмиром бухарским был издан специальный указ, запрещавший мастерам-тюбетеечникам покидать пределы подвластного ему Китабского бекства. Эта мера была продиктована начавшейся в других районах конкуренции знаменитым шахрисабзским тюбетейкам «ираки». Производство и реализация бухарских изделий из бархата с золотой вышивкой также являлось исключительной монополией самого эмира Бухары, а нарушителям этого правила грозило суровое наказание.

В Самарканде – около 200 лет назад - в период правления Шаха Мурада из Бухары в одном из самых оживленных мест города строится купольное здание в виде тюбетейки – Чорсу. Оно было построено с северо-восточной стороны от угла медресе Шер-Дор и в нем размещались продавцы головными уборами. Помимо этого, тюбетейками торговали на площади Регистан и у базара мечети Биби-Ханым. С северо-западной стороны города, напротив цитадели находилась махалля «Кук-Мачит» (голубая мечеть), жители которой занимались шитьем головных уборов.

Во второй половине XIX века, когда среднеазиатские рынки становятся общедоступными, тюбетейки привлекли внимание иностранцев. К этому времени искусство вышивки тюбетеек достигает своего наивысшего расцвета, отличаясь изысканностью цветовой гаммы и тонкостью шитья. Туркестанские тюбетейки завоевывают всеобщее признание на промышленных выставках, проходящих в Новгороде, Москве, Петербурге и Ташкенте.

Позже, в 1930-е годы, в Узбекистане стали создаваться артели вышивальщиц, занимавшихся изготовлением тюбетеек. На проходивших всемирных выставках в Париже (1937 год), Нью-Йорке (1939 год) узбекские изделия вышивки, и среди них тюбетейки, были удостоены Большой золотой медали. На всемирной выставке, проходившей в Брюсселе в 1958 году они получили серебряную медаль. В то время среди творческой интеллигенции Республик СССР распространилась мода на среднеазиатские тюбетейки, когда ими пользовались поэты и писатели, художники и архитекторы и т. д. Тюбетейки также преподносились в дар высокопоставленным и дорогим гостям Узбекистана.

Многочисленные экспедиции, занимавшиеся в разные годы изучением и сбором этнографического материала Средней Азии, скупали тюбетейки и сюзане, ставшие позже достоянием крупных музейных и частных коллекций. В силу этих обстоятельств многое из национального наследия утекло из Узбекистана и теперь вышитые тюбетейки можно увидеть только в музеях. В частности, в фондах Самаркандского музея находятся на хранении прекрасные образцы одежды с национальной вышивкой. Надеемся, что этот пласт ценного наследия еще послужит для последующих поколений.

Если верить словам старой легенды, производство тюбетеек, как промысел, продолжает жить вот уже шесть столетий. Искусство вышивки тюбетеек выдержало испытание временем, не утратив своего художественного значения. Сегодня спрос на них имеется как со стороны жителей Узбекистана, так и гостей Самарканда. Приобрести тюбетейку можно в многочисленных салонах и галереях для туристов, а также на старогородском Сиабском рынке.

Александр ГАЛАК.