Контрасты Дяди Сэма

Программа IVLP, финансируемая Государственным Департаментом Соединенных Штатов Америки, позволяет не просто ознакомиться с этой страной, и попробовать понять ее, окунуться в широчайшее разнообразие, увидеть контрасты, а главное, найти то, что нас всех объединяет, и, конечно, новых друзей. Так случилось, что автор этих строк была номинирована для участия в данной программе и три недели имела возможность познавать одну из самых развитых стран планеты, обмениваться опытом с коллегами. Своими впечатлениями и размышлениями о пребывании в США, которых накопилось немало, буду делиться с читателями родной газеты.

Безусловно, сейчас Америкой, когда открыты все границы, когда туда ежегодно по грин-карте выезжают десятки тысяч соотечественников, особо не удивишь. Но каждый видит США по-своему, а Штаты действительно многолики, многослойны. Нужен не один год проживания там, чтобы увидеть и понять «Дядю Сэма» во всех ипостасях, понять американский образ жизни, мышления, возможно, где-то переломить собственные стереотипы, а где-то утвердиться в них. Четко продуманная программа IVLP для четырех участников из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана, подготовленная Бюро по вопросам образования и культуры Госдепа США, в какой-то мере помогла сократить это время. Более того, как нам объяснили переводчики, нам представилась уникальная возможность за три недели побывать сразу в нескольких штатах, чего иной раз рядовые граждане США не могут себе позволить в силу разных причин. Наш визит касался, в основном, экологической тематики, но, конечно, этим не ограничивался.

Итак, начнем…

 

ДиСи

Еще на подлете к столице Соединенных Штатов (а мне повезло сидеть в самолете в этот момент возле иллюминатора) глаз радуют зеленые махровые ковры, в которых утопают фермерские домики. Сверху они кажутся совсем игрушечными, стоят обычно в центре или с краю прямоугольных полей разных оттенков, встречаются и поля круглые. Приводят в какой-то детский восторг эти аккуратные строения, ровные наделы и прорезающие их ленты дорог.

О дорогах в США вообще можно сложить оду. Прямые, широкие, гладкие, с четкой разметкой - они, пожалуй, и есть символ развитой высокоскоростной цивилизации с ее девизом "время - деньги". Одинаково хороши дороги и в городе, и за его пределами, - там сплошь «хайвэи» с допустимой скоростью свыше 120 км в час. В населенных пунктах везде тротуары из брусчатки. Тоже ровные, без надоедливых, как у нас, ступенек, тем более ям и колдобин, без выпирающих канализационных люков и открытых колодцев. Последнее, в принципе, невозможно: суд в отношении допустившей халатность компании, нехилый штраф и подорванная репутация, а значит, меньше возможности получить подряд в следующий раз и выше шанс на сокращение виновного. А за хорошо оплачиваемую стабильную работу здесь стараются держаться - конкуренция на рынке труда нехилая. Безработный здесь - априори человек с пониженным социальным статусом, который в полушаге от обочины жизни. Банковская система Страны огромных возможностей не терпит тунеядства, ибо зависимость граждан от кредитов слишком высока. И как «перемалывает» эта система людей, увы, я наблюдала не раз…

ДиСи - так называют Вашингтон, находящийся в округе Колумбия (District of Columbia), между штатами Мэриленд и Вирджиния. Вирджинию от ДиСи отделяет легендарная река Потомак, по руслу которой в свое время тянулась граница между северными и южными штатами, Союзом и Конфедерацией. Вспыхнувшая гражданская война между этими частями страны после победы на президентских выборах Авраама Линкольна, ратовавшего за отмену в Америке такого позорного для человечества явления, как рабство, не раз проходила именно в окрестностях реки Потомак. Ликвидация рабства и объединение штатов стоили жизни 16-му президенту США, но жертва во имя свободы не забыта, она по праву окружена ореолом доблести, славы и героизма, став незыблемым оплотом самих США.

О значении гражданской войны, не принижая достоинства противников отмены рабства, в Америке рассказывается практически при каждом удобном случае, а в Вашингтоне, как говорится, велела сама судьба. Здесь возведен грандиозный мемориал великому президенту, который должен посетить каждый уважающий себя и страну американец. И не только американец. Мы тоже вместе с нашим влюбленной в свою профессию гидом Натальей, уроженкой Одессы, поднялись по ступеням к 36 колоннам нью-Парфенона, постояли на том самом месте, откуда говорил свою знаменитую речь другой борец за права - Мартен Лютер Кинг, и прошли к огромному памятнику Линкольна. Он восседал на кресле, спокойно смотрел вдаль и, как пишут, на монумент Вашингтону и Капитолий. Человек, хорошо нам знакомый по пятидолларовой купюре, смотрел поверх всех нас, снующих у его ног туристов, бесконечно фотографирующихся на его фоне. Он же казался воплощением самой вечности.

ДиСи за эти несколько дней пребывания в нем не мог не очаровать своей уютной архитектурой, четко распланированными улицами с приоритетом "для людей", а не машин, чистыми зелеными парками и скверами, историей и культурой. Да, признаюсь, местами доносился неприятный запах марихуаны, которая разрешена к продаже во многих штатах Америки, на глаза попадались бездомные, располагавшиеся иной раз прямо в городских скверах, «кусались» цены на еду и воду, но разве есть на свете идеальные места? И разве то, что нам может казаться "идеальным", не есть порой условность и продукт воспитания и традиций, присущие народу, а значит, может отвергаться представителями других народов с их уровнем развития и ценностями? Главное - соблюдение основных прав и свобод человека, а в этом плане с США пока мало кто может конкурировать, хотя и здесь немало нюансов и борьба за права продолжается. Об этом нам поведали общественные активисты, экологи и член совета индейского племени пайютов на озере Пирамида в Неваде. Но об этом позже.

Организаторы нашей поездки постарались показать Америку контрастную с ее достижениями и проблемами, а для начала ознакомили с государственным устройством. Разбираясь в тонкостях управления, приходишь к выводу, что в США двоевластие: есть федеральное правительство, базирующееся в ДиСи, а есть в каждом штате свое, не менее значимое. Более того, бывает, что исполнение принятых на федеральном уровне законов тормозится на местах. Впрочем, для нас это далеко не новость, хотя устройство нашей страны не федеральное.

Большое значение в вопросах управления имеет голос местного сообщества, общественных организаций, средств массовой информации. Граждане США остро чувствуют свою роль в этом процессе, чувствуют ответственность за принятые решения, поэтому довольно активны, особенно сейчас, в преддверии выборов президента. Мы видели пикетирующих перед Белым домом людей, их никто не трогал, не имел права по закону: одиночный протест можно проводить без всяких на то разрешений практически где угодно. 

На площади Лафайет нас привлек палаточный домик с массой разноцветных плакатов с надписями типа «Жить под бомбой, умереть под бомбой». В десяти метрах от решетки, за которой белеет дом избираемого народом президента, с 1981 года проводят круглосуточное антиядерное бдение различного рода активисты. Начавшись с Уильяма Томаса и продолжившись после смерти его в 2009 году и его последовательницы Консепсьон Пиччиотто (умерла в 2016 году), бдение мира стало самым продолжительным антивоенным протестом в истории США. И не только протестом, но теперь уже своего рода туристическим объектом. Сегодня на фоне палатки, как и на фоне Белого дома, можно часто увидеть фотографирующихся людей.

В следующей статье я расскажу об интересных общественных инициативах, которые стали в США полезным трендом, расскажу, как на федеральном уровне осуществляют охрану окружающей среды, а пока не могу не поделиться еще одним восторгом от музеев и зоопарка при Смитсоновском институте, куда вход абсолютно бесплатный для всех. Так получилось, что я там дважды чуть не потеряла сознание от захватившего меня шквала эмоций.

Первый раз сильное впечатление произвел Национальный музей естественной истории, когда после созерцания интереснейших коллекций разных растений, животных, окаменелостей, которым по несколько сот миллионов лет, вдруг попала в отдел минералов и увидела огромное количество кристаллической природной красоты, обычно скрытой под землей. Трудно было отвести взгляд от алмаза Хоупа и Звезды Азии, крупнейших изумрудов и сапфиров в мире. Подумать только, в коллекции музея, основанного в 1910 году, насчитывается более 15 000 драгоценных камней, 350 000 минералов и 300 000 образцов горных пород и руд, хранится около 45 000 образцов метеоритов! Все это, конечно, цифры мертвые, но они таковыми не кажутся, когда видишь их в виде разного рода самоцветов, невероятных размеров и формы кристаллов, которые при солнечном свете превращаются в пыль, а здесь, в особых условиях, таинственно сияют, когда можешь прикоснуться до огромных аметистов и почувствовать нутром всю геологическую историю планеты.

Второй раз цунами из эмоций накрыло, когда передо мной предстали шедевры да Винчи, Эль Греко, Рембрандта, Ван Дейка, Тициана, Тинторетто, Матисса, Дали, Пикассо... То, что когда-то многие из нас видели только в энциклопедиях и в книгах по искусству, явилось на расстоянии вытянутой руки во всем своем великолепии. Слезы счастья невольно потекли по щекам, хотелось остаться рядом с великими полотнами навсегда, пусть даже в качестве полотера в залах, где они висят…

Продолжение следует.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

Для справки

Программа международных посетителей-лидеров (IVLP) – это ведущая программа профессионального обмена Государственного департамента США. Посредством краткосрочных визитов в Соединенные Штаты нынешние и будущие иностранные лидеры в различных областях воочию знакомятся с этой страной и развивают долгосрочные отношения со своими американскими коллегами.

Ежегодно около 5000 иностранных гостей приезжают в США по программе международного лидерства посетителей (IVLP). Более 200 000 иностранных посетителей пообщались с американцами через IVLP, в том числе более 500 нынешних или бывших глав государств или глав правительств.