Коммерциализация спорта как правовое явление

В настоящее время в мире наблюдается коммерциализация спорта - процесс превращения спортивной деятельности в объект предпринимательской деятельности, приносящий доход как организациям, так и отдельным спортсменам. Такой процесс коснулся и нашей страны.
В условиях современного социально-экономического развития Узбекистана физическая культура и спорт являются ключевыми факторами формирования здорового образа жизни населения и важными индикаторами успехов граждан, участвующих в спортивных мероприятиях различного уровня.
В нашей стране последовательно внедряются меры по созданию необходимых условий и инфраструктуры, способствующих популяризации физической культуры и спорта, а также здорового образа жизни, особенно среди молодежи, и обеспечению достойного представления страны на международной спортивной арене. Проведенные в последние годы реформы в социальной сфере являются основой Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, в которой особое внимание уделяется физической культуре и спорту, что отражено в целях 67 и 68.
В то же время регулирование отношений процесса коммерциализации в спорте – важная задача, стоящая перед нашими специалистами права в сфере физической культуры и спорта.
Тема коммерциализации спорта - это ключ к пониманию того, как спорт из «социального явления» превратился в многомиллиардную индустрию и как это повлияло на правовое регулирование, в частности - на гражданско-правовые отношения.
Процесс превращения спортивной деятельности в объект предпринимательской деятельности включает: продажу прав на трансляции, спонсорские и рекламные контракты, мерчандайзинг и права на символику, трансферную стоимость спортсменов, развитие спортивного туризма и платных услуг (билеты, абонементы, VIP-ложи), цифровые активы - киберспорт, NFT, стриминг и онлайн-контент.
На наш взгляд, основными формами коммерциализации спорта в современном мире являются:
- Медиа-права и трансляции, когда спортивные организации, например, ФИФА (Международная федерация футбола), НБА (Национальная баскетбольная ассоциация), ПФЛ (Профессиональная футбольная лига Узбекистана) продают эксклюзивные права на трансляцию, а также доходы от трансляций - один из главных источников финансирования спорта. Например, права на трансляцию Олимпийских игр или чемпионата мира стоят миллиарды долларов.
- Спонсорство и реклама, предполагающая контракты между спортсменами/клубами и брендами и использование форм с логотипами, баннеров, рекламы в эфире и т. д. Например, Nike - спонсор футбольных клубов, Adidas - спонсор олимпийской сборной.
- Товарные знаки, бренды, мерч, а именно использование символики клуба: футболки, кружки, постеры, NFT и т.д., а также правовая защита товарного знака - ключ к монетизации. Например, всемирно известные футбольные клубы «Реал Мадрид» и «Барселона» получают огромный доход на продаже клубной атрибутики.
- Платный доступ и билетная система, что связано с билетами, абонементами, VIP-доступом, платными стримами и подписками.
- Трансферы и контракты спортсменов, представляющие собой продажу прав на спортсмена - объект гражданско-правовых сделок (особенно в футболе), где возникают трансферные обязательства, выплаты компенсаций, агентские договоры. Трансферы Криштиану Роналду, Лионеля Месси и других выдающихся спортсменов - яркий пример коммерческого механизма в спорте.
- Киберспорт и цифровые технологии - игры, стриминг, платные трансляции, спонсоры, турниры с миллионами зрителей, NFT, клубные токены, виртуальные билеты - новый формат монетизации в современном спорте.
Конечно же, важным становится вопрос гражданско-правового регулирования коммерциализации, в основе которого лежат договорные отношения, такие как лицензионные договоры на трансляции, товарные знаки, образы, спонсорские соглашения с клубами и спортсменами, контракты с платформами и медиасетями, трудовые и агентские договоры со спортсменами.
На наш взгляд, очень важным становится защита интеллектуальной собственности, вопросы антимонопольного законодательства, например, при продаже медиаправ, регулирование финансовой прозрачности (в частности, директивы ФИФА и УЕФА - Financial Fair Play требуют именно этого).
В современном мире существуют проблемы и вызовы коммерциализации спорта. Среди них такие, как риск превращения спорта в «бизнес ради шоу», утрата спортивной этики, финансовое неравенство между богатыми и бедными спортивными клубами, конфликты интересов в рекламных контрактах, нарушение прав болельщиков, связанные с завышенными ценами, ограниченным доступом к контенту, юридическая незащищенность спортсменов при коммерческой эксплуатации их образа.
Сегодня в стране назрела задача совершенствовать законодательство в области физической культуры и спорта, чтобы регулировать правовые вопросы в данной сфере.
Эльбек МУСАЕВ,
профессор ТГЮУ.