Когда заработают лифты?

- Мы заключили договор с 26 ширкатными хозяйствами города, в  домах которых есть лифты, - поясняет главный инженер ГУП "Самарканд уй-жой таъмир" Фарид Латыпов. – Ежедневно к нам поступают десятки жалоб от жителей многоэтажек, которые сетуют на неисправность лифтов или застревание в нём. По возможности, устраняем неполадки.

Главной причиной простоев лифтов, по мнению Ф. Латыпова,  является большая задолженность ширкатов перед ГУП. К примеру, у ТЧСЖ "Юлдуз" и "Мурод обод" имеется задолженность в размере более 20 млн. сумов. Но есть и товарищества, которые своевременно оплачивают услуги ГУП. Это ширкатное хозяйство "Авангард Сугдиёна", "Адолат ташаббускор" и "Катта арик", а значит, и лифты у них ремонтируются быстро. 

Другим препятствием для своевременной починки лифтов является нехватка лифтеров, электриков и механиков. А всё потому, что в городе нет среднего специального образовательного учреждения, готовящего нужных специалистов. Еще одним немаловажным аспектом является низкая заработная плата специалистов по лифтам. 

В настоящее время в городе всего шесть механиков и семь лифтеров. Хотя их должно быть гораздо больше. Заработная плата лифтера не превышает 250 тысяч сумов, а механика 800 тысяч сумов. На одного  лифтера приходится обслуживание двух или трёх ширкатов, за которыми числятся около 20 лифтов. В штате ГУП был единственный электрик и тот уехал на заработки в Россию.

- В прошлом году мы организовали бесплатные курсы по обучению механиков и лифтеров, - продолжает диалог инженер Ф. Латыпов. - Обучение прошли 15 человек, основная часть молодых людей - выпускники колледжей.  Пройдя курс, ни один из них не остался работать. Сейчас уже практически невозможно увидеть лифтёра, который сидит в служебном помещении и способен в случае застревания человека в лифте прийти на помощь, хотя в недавнем прошлом ситуация была другой. У дома в отдельно оборудованном помещении сидели лифтеры,  которые работали в две смены и при поломке сразу ликвидировали неисправность. Сейчас "числящиеся" лифтеры сидят дома и приходят на помощь к людям только по вызову.

- Ситуация с простоями  лифтов в последние годы приобрела крайне критический характер, - жалуется пенсионер Эркин Бегматов. – На каждое наше обращение в  "Самарканд уй-жой таъмир" нас просят обратиться к председателю нашего ширката "Юлдуз" Бобуру Усманову. Последний же ссылается на задолженность жителей. И снова виноватыми остаемся мы. Как быть? Что делать? Кто решит проблему? Печально и то,  что несмотря на 25- летний эксплуатационный период, наш лифт служит нам на протяжении 38 лет. За эти годы в нём ни разу не производился капитальный ремонт, все запчасти устарели, а в случае поломки мы месяцами вынуждены обивать пороги, жаловаться и ждать - когда же он снова заработает.

Ситуация с лифтами в новостройках тоже не радует. Во многих "элитных" домах по улице Рудаки уже давно проживают люди, но строительная организация продолжает кормить обещаниями о турецких лифтах, которые  работают даже в случае отключения электроэнергии.

Обещания застройщиков, увы, оказались мифом. На деле всё как обычно: при отключении электричества "суперлифты" останавливаются, а вытащить жильца из него может только лифтер. А где и как его найти, мы уже рассказали выше.

- Пару лет назад мы купили квартиру на шестом этаже, - говорит жительница новостройки, которая не стала называть свое имя. - Несмотря на то, что лифт у нас новый, он время от времени ломается. Ширката пока у нас нет, потому что еще не во всех квартирах живут люди. Мой муж  после очередной поломки сам находит мастера и из собственного кармана оплачивает его услуги. Нам еще повезло, что установили лифты, посмотрите в соседних домах – в них пустые шахты, неизвестно, сколько они еще простоят без лифтов.

Не секрет, что сами жители тоже провоцируют поломку транспортного средства, не соблюдая основных правил его эксплуатации, перезагружая, катаясь без надобности или придерживая двери, не думая о сбое механизмов.

В управлении жилищно-коммунального обслуживания области действует сегодня "горячая линия" для устранения проблем, связанных с коммунальными услугами. Нам объяснили, что позвонив на короткий номер 1055, который работает круглосуточно, жители области смогут рассказать о проблемах в сфере ЖКХ, отключении электроэнергии, природного газа, утечке воды в подвальном помещении и т.д.

- Совсем скоро в области начнется реализация программы по повышению качества коммунальных услуг и устранению существующих проблем. В рамках данной программы в 22-х многоэтажных домах массива Саттепо будет установлен 71 новый лифт за счет льготных кредитных средств Фонда благоустройства и повышения благосостояния области, - говорит начальник управления жилищно-коммунального обслуживания Рустам Сатторов. - Согласно еще одной программе рассчитанной на два года, все лифты в городе будут заменены на новые.

Этот утешительный прогноз на ближайшие годы должен кардинально изменить  ситуацию с простоями лифтов. Нам же остается ждать перемен и верить в лучшее. А заработают ли лифты в многоэтажках  - покажет время.

  Замира Балтаева.

Фото автора.