Когда покупаешь квартиру…
Десять лет назад в списке нарушений прав потребителя, в основном, лидировали торговцы бытовой техникой, сегодня же их место заняли застройщики.
Ежедневно в Самаркандское территориальное управление Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей обращаются минимум три человека с просьбой оказать содействие в разрешении спорной ситуации, связанной с покупкой нового жилья. Одни просят помочь им вернуть первоначальный взнос за квартиру, другие указывают на затягивание сроков сдачи домов в эксплуатацию.
- За 8 месяцев текущего года мы получили порядка двух тысяч обращений от граждан, немалая часть из которых связана со строительством многоэтажных домов, - отмечает заместитель начальника территориального управления Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Жахонгир Ашуров. – За этот период нам удалось вернуть гражданам порядка трех миллиардов сумов. К сожалению, число обращений, связанных со строительством новых домов, только растет. Ежедневно получаем по 3-4 обращения.
Ж. Ашуров отмечает, что немало граждан при покупке квартиры не уделяет должного внимания договору, заключенному с застройщиком или строительной компанией. Зачастую в договорах детально прописаны интересы застройщика, но не покупателя. К примеру, многие не знают, что согласно строительным нормам в новостройках, в том числе и в так называемых «коробках», должны быть установлены приборы учета расхода воды, газа, электроэнергии. Но в большинстве договоров застройщик не указывает обязательства по установке таких приборов, из-за чего новоиспеченные владельцы квартир вынуждены тратить собственные деньги и время на установку счетчиков.
Немало граждан сталкивается и с проблемой возврата первоначального взноса за квартиру. К примеру, на днях представители Самаркандского территориального управления Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей помогли сразу двум уроженцам Ташкента вернуть одному 15 миллионов сумов, другому – 16 миллионов сумов, переданные застройщику в качестве первоначального взноса за покупку квартиры.
- Гражданам следует помнить, что вернуть деньги, переданные застройщику в наличной форме и при устной договоренности, непросто, - отмечает Ж. Ашуров. – По возможности производите оплату за покупку квартиры или любого другого недвижимого имущества через банковскую карту или через кассы коммерческих банков. Вернуть деньги потребителю в этом случае не составит труда.
Жахонгир Ашуров отметил, что далеко не все спорные вопросы удается решить мирным способом, нередки случаи, когда представители Комитета передают собранные материала в области нарушения прав потребителей в судебные органы.
Малика АБАЙДУЛИНА.