Китайская угроза: мифы и реальность

В социальных сетях продолжается распространение информации о том, что Китай становится угрозой для нашей страны, якобы захватывая земли, торговые центры и так далее. На мой взгляд, основанием для таких предположений служит недостаток объективной информации о Поднебесной.

Средний обыватель знает, в основном, только то, что это самая многочисленная и густонаселенная страна в мире, которая находится где-то недалеко. У большинства наших граждан бытует мнение, что товары под брендом Made in China - ширпотреб, а китайцы подделывают продукцию западного производства. С такими поверхностными знаниями легко впасть в заблуждение, в том числе намерениях китайцев в отношении Узбекистана. Попробую в некоторой мере расширить кругозор наших читателей относительно Китайской Народной Республики.

Лидер во многих отраслях

Китай – густонаселенная страна в Восточной Азии с разнообразными ландшафтами и рельефом. Здесь можно найти луга, пустыни, горы, озера, реки и побережья протяженностью более 14 тыс. км. Это мировая держава, способная экономически конкурировать с любым государством планеты, включая США, страны Западной Европы, Японию и Канаду. Китай занимает лидирующие места по добыче каменного угля и железных руд, выплавке стали, производству алюминия, автомобилей, химических волокон и продуктов питания. Страна входит в число крупнейших производителей бытовой техники. Китаю принадлежит пятая часть мирового производства, ежегодно он экспортирует продукцию в объеме близком к 3,5 трлн. долларов США. Несмотря на то, что численность населения страны приблизилась к 1,5 млрд. человек, уровень безработицы в 2023 году едва превысил пять процентов, хотя среди городской молодежи в возрасте до 24 лет этот показатель несколько выше. Относительно высокий уровень денежных доходов населения обусловлен таким же высоким объемом ВВП на душу населения, превышающем $12 тысяч.

Следует отметить, что в последние годы темпы роста экономики Китая стали замедляться и причиной тому - ограниченность ресурсов: пахотных земель, полезных ископаемых, энергоносителей. С приходом к руководству Соединенными Штатами Дональда Трампа возобновилась их торговая война с Китаем. Введение импортной пошлины на товары китайского производства создает дополнительные трудности в решении социально-экономических проблем страны. Отсюда и понятно стремление руководства Китая вести поиск новых резервов для сохранения достигнутого стабильного развития. В стране проживает каждый седьмой житель планеты, в то же время занимаемая территория находится в дисбалансе с этим показателем.

В активном поиске

Возникает резонный вопрос: что способствовало преображению в могучую мировую державу одной из отсталых азиатских стран? Ответ прост: инвестиции тех же американцев, японцев, Южной Кореи и западноевропейских стран. Китайскому руководству удалось создать привлекательный инвестиционный климат. Примечательно то, что, несмотря на господство идеологии, абсолютно противоположной западной, здесь разместили свои заводы такие международные автопроизводители, как «Крайслер», «Мерседес», «Тойота». То же самое можно сказать о мировых лидерах по производству электроники, - компьютеров, мобильных телефонов.

Такое положение дел приводит к тому, что сельские жители десятками миллионов перемещаются в города. Высокий уровень урбанизации сопровождается большими объемами жилищного строительства, вводом дополнительных объектов социальной инфраструктуры. Следовательно, для создания благоприятных условий для быстрорастущего населения городов нужны материальные ресурсы: строительный материал, природный газ, электрическая энергия, питьевая вода и так далее. Не менее важной задачей является выравнивание уровня развития территорий, так как наряду с процветающими регионами, немало провинций находится в относительном упадке.      

Сегодня Китай активно занят поиском новых источников экономических ресурсов: земли, полезных ископаемых, энергии. И на это имеются средства, так как за годы ускоренного развития Китаю удалось сформировать огромный инвестиционный потенциал, который внутри страны сложно реализовать. И выходом из положения становится вывоз капитала за рубеж - туда, где наряду с относительно дешевой рабочей силой и энергоресурсами, есть еще и емкий рынок сбыта. С этой точки зрения одной из таких стран, соответствующей экономическим интересам Китая, является Узбекистан. Мы создали благоприятный инвестиционный климат для всех международных финансовых доноров, но этими преимуществами легче воспользоваться Китаю.

Опыт нужен, но не в ущерб стране

С Китаем Узбекистан не один год взаимодействует в рамках Шанхайской организации сотрудничества, но сказать, что от этого мы получаем нормальные дивиденды, никто не может. Например, мы до сих пор не воспользовались изучением опыта этой страны в части осуществления аграрной реформы. Может быть, сейчас мы не имели бы тех плачевных результатов от осуществления своеобразного эксперимента по кластеризации сельскохозяйственного производства? Кто-нибудь из компетентных лиц задумывается над тем, насколько высокой должна быть эффективность производства, чтобы не только обеспечить все население таким продуктом первой необходимости, как рис, но и экспортировать его в немалом количестве?

Интересен и опыт этой страны в деле комплексного подхода по ускорению темпов экономического развития. Например, какие были осуществлены реформы в сфере образования, здравоохранения, урбанизации, ведь без них с трудом можно привлечь западные инвестиции, в отличие от западных технологий.

В середине прошлого года официально заявлено о доведении количества туристов из Китая до миллиона человек, тогда как по факту за девять месяцев 2024 года эта цифра едва превысила 57 тысяч человек. Ведь для этого должна быть разработана отдельная государственная программа с охватом комплекса финансовых, технических, кадровых, образовательных проблем.

Бесспорно, нам нужно перенимать опыт Китая, привлекать их инвестиции, но не в ущерб интересам своей страны. Одно дело привлекать ограниченное число специалистов и совсем другое - допустить массовый приток рабочей силы, которой у самих в избытке. Нет сомнения в том, что мы теряем часть доходов от неумелого осуществления расчетов, связанных с обоснованием проектов. Это только полбеды. Однако куда хуже, если мы будем вынуждены делиться значительной частью созданной добавленной стоимости через оплату труда невостребованных работников.

В заключение хочется отметить, что наша страна располагает огромным внутренним инвестиционным потенциалом. До конца не реализовав его, не поставив науку и накопленный несколькими поколениями опыт на службу отечественной экономике, вряд ли стоит рисковать ее будущим, какими бы минимальными ни были эти риски. 

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.