Кинообраз Самарканда

История кинолетописи Самарканда почти равна истории рождения самого кинематографа. По свидетельству историков кино, уже через полтора года после изобретения кинематографа братьями Люмьер оператор их фирмы Феликс Месгиш, начиная с 1897 года несколько раз приезжал в Российскую империю. В одной из своих поездок, в 1903 году, побывал в Средней Азии, где снял отдельные виды Ташкента, Бухары и, конечно, Самарканда.

Съемки французского оператора в Средней Азии являются одним из самых ранних фактов появления на экране сюжетов из местной жизни. Можно только сожалеть, что найти первые кинокадры о Самарканде пока не удается.

Интерес к съемкам Самарканда, как и вообще к съемкам жизни народов Средней Азии, усилился к началу 20-х годов, когда отгремела гражданская война и жизнь в стране начала стабилизироваться. Как раз тогда, для обслуживания населения Средней Азии, был составлен агитпоезд «Красный Восток». Русские кинооператоры, приехавшие на этом поезде, снимали остановки на станциях среднеазиатских городов, радостные встречи, шествия детей, быт людей. Много съемок проводилось в Ташкенте и Самарканде. Из этих материалов был смонтирован фильм «Самарканд».

В 20-х годах Самарканд снимали в кино в связи с различными общественно-политическими и культурными событиями. Это были немые короткометражки и сюжеты республиканской и всесоюзной кинохроники. Такое внимание к киносъемкам города объясняется тем, что в 1924 - 1930-е годы Самарканд являлся столицей Узбекистана.

Фильм «По Самарканду» (1 ч., Пролеткино, 1925 г.) был создан Владимиром Шнейдеровым, мастером научно-популярного кино. Уже в самом начале его творческого пути, когда создавалась картина о Самарканде, у режиссера проявился особый дар отбора материала. К монтажу своих фильмов он относился с особой требовательностью, поэтому картина «По Самарканду» получилась интересной.

Кинолетопись Самарканда продолжала и видовая картина «Виды Узбекистана» (1 ч., Совкино, 1927 г.). Камера снимала архитектурные памятники старины - ансамбль Шахи Зинда, площадь Регистан, гробницу Темура, а также кипучую жизнь в узких городских улочках, в многолюдных караван-сараях.

Следует отметить, что фильмы о Самарканде, снятые в это время, имели один общий недостаток: они очень бедно показывали движение новой жизни. Этот пробел был несколько восполнен фильмом, также названным «По Самарканду» (1 ч., Союзкино, 1930 г.). Режиссер К. Гаврюшин и оператор О. Скачко свою картину построили на противопоставлении старого и нового. Фильм имел своеобразную драматургию - рассказывал об одном дне жизни города, начинался с панорамы его пробуждения в утреннюю зарю и завершался панорамой города вечером. Следуя традиции, авторы снимали рынок, где можно было зафиксировать типы туркестанских людей, картины восточного базара. Затем фильм показывает исторические памятники - Регистан, мечеть Биби-ханум, обсерваторию Улугбека. В этом фильме все было в меру - и экзотика, и реальное течение жизни. В связи с тем, что столица Узбекистана вновь переместилась в Ташкент, внимание кинематографистов к Самарканду несколько ослабло. В 30-х годах велись поисковые работы по внедрению звука и цвета в кино. Это коснулось и фильмов о Самарканде. Снятые в 1938 году фильмы «Памятники эпохи Темура» и «Регистан», скорее всего, носили экспериментальный характер: студия «Мостехфильм» выступила инициатором создания цветных короткометражных фильмов по архитектуре, а режиссер В. Заргаров осуществил эту идею, сняв на двухцветную пленку памятники зодчества Средний Азии.

Самарканд с его новой жизнью, изменившимся обликом, архитектурным богатством предстал совершенно иным в документальных фильмах 50-х и последующих годов. В больших полнометражных картинах Ташкентской киностудии – «Советский Узбекистан» (реж. Л. Степанова, 3. Сабитов, 1951 г.) и «Приезжайте к нам, в Узбекистан» (реж. М. Каюмов, 1958 г.) - Самарканд отражался с публицистической образностью, с акцентом на современное развитие. В дикторских текстах говорилось о памятниках архитектуры в плане исторического экскурса в прошлое, когда в самаркандских медресе жили и творили Навои, Улугбек, когда отсюда правили страной Темур и Шахрух.

Фильмы узбекских документалистов «Архитектурные памятники Самарканда» (реж. З. Сабитов, 1953 г.) и «Сколько лет Самарканду?» (реж. М. Каюмов, 1961 г.) построены на мысли о том, что ни один человек не остается равнодушным к истории своей земли. Оба фильма цветные, и это способствует тому, что все богатство красок старинных зданий, их причудливые орнаменты предстают на экране ярче, живее, во всей их красоте. Весь дикторский текст киноленты “Сколько лет Самарканду?” мы слышим из уст одного из мастеров-реставраторов, который показан во время работы. Такое построение фильма еще лучше доносит до зрителей авторскую идею.

В 60-е годы Малик Каюмов по сценарию искусствоведа и археолога Галины Пугаченковой создает серию короткометражных фильмов о памятниках старины Самарканда – «Биби-ханум», «Регистан», «Шахи-Зинда». Эти фильмы сочетали в себе элементы как документально-хроникального, так и научно-популярного кино. Авторы акцентировали больше внимания на раскрытие художественного своеобразия каждого из памятников, их эстетической ценности. К теме Самарканда обращен и фильм «Седые холмы Афросиаба» (реж. Ю. Аветиков, опер. М. Арабов) - рассказ о раскопках древнего городища под Самаркандом. В 1970 году М. Каюмов снимает полнометражную картину «Самарканд всегда со мной», ставшую для режиссера как бы итоговой, особенно после юбилея 2500-летия древнего города.

С наступлением независимости Узбекистана меняется не только эстетика фильмов о Самарканде, формы и приемы подачи материала, но и духовно-культурные, идеологические задачи. О наступлении нового периода в истории киносъемок города, продолжении поисков на пути создания его исторического и современного кинопортрета говорит целый ряд документальных фильмов, снятых в последние годы на узбекских студиях: «Спор мелодий на Регистане», «Афрасиаб», «Биби-ханум», «Имом ал-Мотуриди», «Ходжа Ахрори Вали» и др.

Среди документальных работ последних лет хотелось бы особо отметить ленту среднего метража «Самарканд – жемчужина Востока» (2019 г.). Всё, что есть в зрительном ряде ленты, кажется давно знакомым по другим картинам. Но весь изобразительный материал о городе режиссер Джасур Исхаков смог предподнести по-новому, ярче, краше, интереснее. Это достигнуто благодаря емкому монтажу, современным кино- и телевизионным приёмам, компьютерной технологии. История и современное возрождение Самарканда хорошо сочетаются. Из памятников большое внимание уделено ансамблю Регистан и комплексу Имам аль-Бухари. И самое главное, в картине сделан акцент на привлекательность города для туризма, что является приоритетом для всей страны.

Своими контурами и бытовыми пейзажами Самарканд дает прекрасный фон - готовые декорации - для художественных фильмов. Самаркандом особенно интересуются мастера исторического жанра.  Здесь в советское время были сняты замечательные работы «Узбекфильма» – «Алишер Навои», «Авиценна», «Звезда Улугбека», фильмы Душанбинской киностудии – «Дохунда» и «Судьба поэта», в новейшие времена – «Согдиана», сериал «Буюк Амир Тимур», исторические видеофильмы об Улугбеке, Навои, Бабуре и др. Самарканд послужил съёмочной площадкой для совместной узбекско-индийской постановки «Али-баба и 40 разбойников», иранской мелодрамы «Хранитель: Легенда Омара Хайяма», российских сериалов «Близнецы» и «Небо и земля».

Самарканд, как город древней культуры, всегда будет восхищать людей своей красотой и вызывать живой интерес у мастеров искусства, в том числе и у кинематографистов.

Ато АХРОРОВ,

кандидат искусствоведения.