Керамика не выйдет из моды

Самарканд известен всему миру не только своими историческими памятниками, но и мастерами-ремесленниками, большинство из которых являются продолжателями династий. Одним из них является Неъматжон Исматуллаев. В его мастерской появляется на свет утварь, подобная той, что использовали наши предки с незапамятных времен.

- Неъматжон, с чего началось ваше знакомство с гончарным промыслом?

- Это произошло в нашем доме, расположенном в махалле «Галаосиё». Здесь в дальнем уголке двора есть мастерская, где в шесть лет я впервые под присмотром отца сел за гончарный круг. Мой отец Холмахмат Исматуллаев - профессиональный гончар. Передавая секреты своего мастерства молодому поколению по традиции «устоз – шогирд», он сохраняет ремесло, полученное от именитого мастера усто Умара Джуракулова. Кувшины, ляганы и другие изделия, изготовленные им, известны далеко за пределами родного края. Работы отца получили высокую оценку и в нашей стране - в 2016 году ему было присвоено звание «Народный мастер Узбекистана». Так, что я вырос в творческой среде.

- Были сложности?

- Первое время я набивал руку: лепил разные фигурки, изучал технологию изготовления керамики, затем освоил гончарный круг. Надо сказать, что я с детства любил рисовать. Поэтому перед тем, как лепить фигурку птицы, дракона или животного, я изображал его на бумаге, иногда мне в этом помогала мама. В школе у меня по рисунку и черчению всегда были отличные оценки. Отец, проверяя дневник, всегда повторял: «Наверное, ты станешь архитектором». Он как в воду глядел. В 2000 году после окончания школы я поступил в Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт. Далее два года я учился в магистратуре по направлению «теория архитектуры и реставрация исторических памятников». В настоящее время работаю самостоятельно, иногда помогаю отцу. В планах открыть мастерскую в махалле «Имом Восе» г. Самарканда, напротив мавзолея «Шохи-зинда», где сейчас идут строительные работы. Председатель данного махаллинского схода граждан, любитель керамических изделий Уктам Алимов помогает мне исполнить мою мечту иметь собственную мастерскую, за что я ему искренне благодарен.

-  Повлияла ли пандемия на Вашу работу?

- Всем известно, что Самарканд – город туризма. И каждый турист, приезжающий сюда, хочет увезти с собой работы мастеров прикладного искусства - вышивку, чеканку, резные изделия, керамику и т. д. Во время пандемии туристы не имели возможность приехать в наш город, и это, несомненно, повлияло на нашу работу. Но мы с отцом не сидели сложа руки. Исполняли заказ - изготавливали дубликаты керамических изделий, хранящихся в музеях Узбекистана, для выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) Российской Федерации. Изготовили более 25 видов керамических изделий - блюда, ляганы, вазы, расписные игрушки и т. д.

- Как думаете, интересно ли гончарное ремесло современному человеку, не выйдет ли оно из «моды» со временем?

- Хотя гончарные изделия ушли из активного использования в быту, но традиция не забыта. Сегодня многие заказывают вещи для декорирования интерьера, причем в большинстве случаев просят сделать что-нибудь традиционное или под старину.  Рестораны и другие точки общепита также заказывают горшочки, ляганы, блюдца и другие изделия из глины. Думаю, профессия гончара будет всегда востребована. В таких странах, как  Япония, Корея, Россия эта профессия и сегодня пользуется большим спросом. Более того, там люди, далекие от этой сферы, тоже хотят своими руками что-нибудь слепить из глины. Для этого они проходят специальные курсы. К сожалению, у нас такого не встретишь.

Интересный факт. В 2019 году со своими работами мы принимали участие в I Международном фестивале народно-прикладного искусства, прошедшем в г. Коканде. Глядя на наши изделия, некоторые спрашивали: «из какой провинции Китая эта керамика?». С ходу ответить на этот вопрос мы, растерявшись, были не в состоянии. Но затем на подобный вопрос отвечали с гордостью, что из Самарканда.

Самаркандская школа керамики в недавнем прошлом была знаменита. Нам нужно лишь ее возродить и развивать, как сегодня развита Риштанская школа. В своей новой мастерской я намечаю открыть курсы по гончарному делу, чтобы передавать секреты своего мастерства молодому поколению.

- Какие формы керамики сейчас привлекают Ваше внимание?

- Мне больше интересны традиционные формы, например, народная игрушка. Чем больше изучаешь наши традиции, тем больше понимаешь, насколько они богаты и уникальны. При этом каждая вещь, сделанная в рамках традиций, будет всё равно авторской. Ведь у каждого мастера свои особенности, своя техника изготовления. Вряд ли вы у одного гончара найдете два одинаковых изделия – каждое получается со своим характером и стилем, потому что это ручная работа.

- Ну что ж, пожелаем Вам удачи на поприще мастера и учителя.

Шухрат АНОРОВ.

Фото автора.