Кем был Бехбуди?

Имя Махмудходжа Бехбуди навсегда вписалось в историю страны, историю Самарканда золотыми буквами. Идеолог и лидер джадидизма в крае, он нес в народ просвещение, стремился разбудить в нем самосознание человека будущего, свободного...

Выдающийся деятелей узбекской национальной драматургии родился 20 января 1875 года в пригороде Самарканда, селе Бахшитепа, в семье религиозного деятеля. Отец - Бехбудходжа Салиходжа-оглы - потомок великого мыслителя Востока Ходжа Ахмеда Яссеви, мать была родом из Хорезма.

После смерти отца в 1898 году его воспитанием занимался дядя - кази Мухаммад Сиддык, который обучил его арабскому и персидскому языкам. Получив религиозное обучение в медресе Самарканда, Бехбуди отправляется в паломничество (1889-1900 годы), во время которого меняется его мировосприятие. В Турции он проникается идеями джадидизма, а по приезду домой начинает активную просветительскую деятельность.

Во время путешествия в Казань и Уфу (1900-1904 гг.) Махмудходжа знакомится с местными новометодными школами, налаживает связи с башкирской и татарской интеллигенцией. Приступает к созданию учебников для школ. Издает книги "Рисолаи асбоби савод" ("Обучение грамоте", 1905 г.), "Рисолаи жухрофи умумий" ("Введение в общую географию", 1906 г.), "Китобат ул - атфол" ("Детское письмо"), "Тарихи ислом" ("История ислама" 1908 г.).

Редактор газет и просветитель…

Помимо литературы, истории, он серьезно изучал политологию.

В 1903-1904 гг. Махмудходжа Бехбуди посетил Москву и Петербург. В 1907 году он вновь побывал в Казане, Уфе, Нижнем Новгороде. В августе 1907 года он возглавил туркестанскую делегацию, выступал с проблемами культуры мусульман России.

С 1905 года участвовал в деятельности всероссийской мусульманской партии. Будучи одним из идеологов и лидеров джадидизма, сотрудничал с мусульманской фракцией в Думе.

Революция 1905-1907 годов в России послужила толчком к активизации движения джадидов Туркестана. Именно с этого момента начинается политическая деятельность известного просветителя и гуманиста Махмудходжа Бехбуди. Как и другие джадиды, он выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, а также за реформы политического устройства страны, боролся за введение в мусульманских школах нового метода обучения, ряда светских предметов.

Махмудходжа Бехбуди, Абдулкадыр Шакури, Абдулла Авлони, Мунаввар Кари, Садриддин Айни и другие представители джадидского движения направляли свои усилия на распространение среди народа идей прогрессивных реформ. Несмотря на жесткую цензуру, они стали издавать свои газеты и журналы. На свои средства Бехбуди основал газету "Ойна" ("Зеркало"), был постоянным автором газеты "Таржимон" ("Переводчик"), редактором которой был И. Гаспринский, сыгравший огромную роль в движении джадидизма. При формировании идеи национального самосознания первоочередное внимание джадиды обращали на написание достоверной, истинной, объективной истории. Первый в Туркестане обобщающий труд был назван "История Туркестана". Слова Бехбуди "Права не даются, а завоевываются!" стали девизом для джадидов.

В 1913 году Махмудходжа издает газету "Самарканд" на узбекском, таджикском и русском языках. После 45 выпуска из-за финансовых проблем ее выпуск прекращается.

С 20 августа 1913 года Бехбуди издает еженедельный, ярко иллюстрированный журнал на узбекском языке "Ойна" ("Зеркало"). В нем также публиковались стихи и статьи на фарси, объявления и рекомендации на русском языке. Журнал распространялся на Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Иране, Афганистане, Индии и Турции.

Ласточка узбекской драматургии

Бехбуди отмечал, что "на узбекском языке говорит большинство населения Туркестана".  Сам он был автором более 200 публикаций, которые вышли как на узбекском, так и на таджикском языках.

Вершиной писательского мастерства Бехбуди считал пьесу на узбекском языке "Падаркуш" ("Отцеубийца"), вышедшую в Самарканде в 1911 году. Драма была напечатана в 1912 году в газете "Турон", а в 1913 году вышла отдельной книгой. Пьеса Бехбуди была поставлена на сценах театров Самарканда, Бухары, Ташкента. Являясь первым произведением узбекской драматургии, она оказала большое влияние на создание таких произведений, как "Несчастный жених" Абдуллы Кадыри и многих произведений Хамзы.

Великий просветитель Махмудходжа Бехбуди и в своей драматургии оставался верен позиции: "Только осознав себя, наши народы могут на равных с другими решать общественно - политические вопросы".

Ради свободы и счастья народа

Ранней весной 1919 года, во время поездки в Шахрисябз, Бехбуди арестовывают люди эмира Бухары при пособничестве агентов Революционной чрезвычайной комиссии (РЧК). Бехбуди, его спутников Мухаммадкула и Марданкула бросают в темницу в Карши, после чего по приказу эмира Бухары всех казнят. Об этом станет известно в Самарканде только через год.

Пророческими стали его слова: "Если наши жизни будут отданы рады свободы и счастья народа, мы с радостью встретим смерть". Смерть Бехбуди и его соратников была не напрасной. Ещё долгое время просветительские идеи Бехбуди озаряли путь многих славных педагогов и литераторов Туркестана.

В 1920-1930 годы город Карши носил имя Бехбуди. В 1937 году имя Бехбуди стали запрещать, а в 1956 году было реабилитировано. В 1977 году была издана его книга "Избранные". Его произведения включены в учебники и учебные пособия, его именем названы улицы и школы.

С обретением независимости Узбекистана к идеям Бехбуди о самосознании народа и построения гуманистического общества вернулись. На сегодня идеи Бехбуди о просвещенной исламской культуре как нельзя актуальны. В последние годы в Узбекистане, Таджикистане, Германии, США, а также во многих других странах ведутся научные изыскания, посвященные жизни и творчеству великого просветителя.

Усилиями журналистов

В Самарканде в 2006 году усилиями Заслуженного журналиста Республики Узбекистан, писателя Нусрата Рахмата и Миршарифа Ходжаева во дворе областного Института усовершенствования учителей и педагогов был установлен бюст М. Бехбуди, который пока является единственным памятником в республике.

- Да, мы были инициаторами этого благородного дела, - вспоминает Нусрат Рахмат. - Скульптор Эргашхон Каххоров согласился за небольшую оплату выполнить наш заказ. Я отвез ему фотографии М. Бехбуди и объяснил, как должен выглядит его бюст. После завершения работы мы решили поставить памятник во дворе областного института усовершенствования учителей и педагогов, ведь М. Бехбуди был просветителем, основоположником школы нового метода.

В настоящее время писатель Н. Рахмат работает над книгой "Джадид", посвященной жизни и деятельности Махмудходжа Бехбуди, которая будет достойным подарком городу к 145-летию великого просветителя.    

Следует отметить, что в махалле им. Мир Саид Барка в Самарканде планируется организовать дом-музей М. Бехбуди, где он жил и работал.

Подготовил Ёрмамат РУСТАМОВ.