Кем был Ажзи?

Он был не только просветителем, но и юристом, писателем, педагогом, переводчиком, в совершенстве владея узбекским, арабским, персидским и турецким языками. О личности и деятельности Саидахмада Сиддики-Ажзи говорилось на мероприятиях, посвященных 160-летию со дня его рождения, которые были проведены в Джамбайском районе.

Мероприятие началось с посещения святыни имама Шамсулайиммы Абдулазиза ибн Ахмеда Халвои, которая расположена рядом с общеобразовательной школой, построенной еще С. Ажзи в начале XX века.

Литературоведы, известные поэты и писатели, принявшие участие в научно-практической конференции «Саидахмад Сиддики-Ажзи и его литературное наследие», рассказали о жизни и творчестве ученого-педагога, видного представителя движения джадидизма, о внимании Главы нашего государства к изучению бесценного наследия великих предшественников.

Школа нового типа, построенная Ажзи

– Наша земля издревле славится своими людьми: здесь родились и выросли многие великие мыслители, поэты и ученые, педагоги и просветители, - сказал, открывая конференцию, хоким района Каюм Собиров. – Одним из них является Саидахмад Сиддики Ажзи, который по праву занимает ведущее место в истории литературы и народного образования Узбекистана.

Школа нового типа, построенная поэтом в селе Халвои в 1903 году, существует и сегодня. Чтобы посмотреть на нее, люди в свое время приезжали в село из разных уголков Туркестана. Светлая, просторная комната, парты вместо ковриков, проведение уроков по определенной программе, в которой были общая и национальная география, история, математика, геометрия, естествознание. Сами предметы, их преподавание с широким использованием наглядных пособий удивляли многих. Самое интересное, что основная часть занятий велась на русском языке, ведь среди учеников были и русские, которые учились бок о бок с узбеками и таджиками.

По словам К. Собирова эта школа была не только местом обучения грамоте, но и местом обучения праву. Есть основания говорить, что в школе Сиддики учились многие участники Дахбедского восстания, потрясшего Самарканд в 1916 году.

Комиссар юстиции Самарканда

В 1916-1917 годах Ажзи был одним из первых туркестанских интеллигентов, показавших бесчеловечный характер Первой мировой войны и разоблачивших политику царского правительства. Так, в 1917 году в газете «Хуррият» были опубликованы статьи Ажзи «Удивительное слово» и  «Куда идем?!».

- Сиддики активно печатался, - говорит доктор филологических наук, профессор СамГУ Махкамой Турсунова. - Его публиковали в газетах и журналах Казани, Оренбурга и на Кавказе. Он выступал со статьями, посвященными Родине и просвещению. Ученый-просветитель непосредственно участвовал в общественном движении после Февральской революции 1917 года. В 1918-1921 годах работал областным комиссаром юстиции в Самарканде. В 1922 году он вернулся к преподаванию, а также к издательской деятельности, печатался в таких юмористических журналах, как  «Машраб», «Мулла Мушфики».

Жить в гармонии с миром

Как и все поэты эпохи национального Возрождения, Ажзи считал главной темой литературы просвещение масс, выражение их прав. Он призывал его разобраться в своем положении, жить в гармонии с миром.

- Ажзи хорошо владел узбекским, таджикским, персидским, арабским, турецким и азербайджанским языками, а чуть позднее выучил и русский язык в совершенстве, - говорит доктор филологических наук, профессор СамГУ Дилором Салохи. - Ажзи переводил произведения известных писателей и поэтов на языки, которыми владел. В частности, в 1908-1910 годах он перевел на узбекский и таджикский языки произведения Льва Толстого, басни Ивана Крылова, а также повесть Николая Гоголя «Шинель». Сиддики Ажзи написал специальные учебники для школ Средней Азии. В 1880-х годах он начал писать стихи. Выпустил около 10-ти книг, среди них сборники стихов «Айн уль-адаб» («Источник этики») и «Ганджинаи хикмат» («Клад притчей»).

Многие его повести, поэмы и стихи были переведены на турецкий, азербайджанский, персидский и другие языки. В своих произведениях автор пытался вовлечь людей во всеобщее духовное взросление, критиковал режим в Бухарском эмирате, а позже - советскую власть.

В 1914 году Ажзи открыл в Самарканде книжный магазин «Зарафшон» и продавал книги, написанные на персидском, таджикском, узбекском, турецком, русском и других языках.

Участники мероприятия ознакомились с деятельностью школы № 19, здание которой расположено недалеко от здания, возведенного С. Ажзи, а также с музеем, созданным в бывшей школе в начале ХХ века.

На конференции заслуженный журналист Узбекистана Фармон Тошев, руководитель областного отделения Союза писателей Тошпулат Тугалов и другие говорили о многогранном таланте Ажзи и читали свои стихи о Родине, любви и Самарканде.    

Для справки     

Саидахмад Хасанходжа оглы Сиддики Ажзи родился в 1864 году в селе Халвои Джамбайского района в бедной семье.

Рано осиротел, но продолжил учиться в медресе. Его воспитывали дедушка и тетя. Позднее Саидахмад работал часовщиком. Немного повзрослев, учился в медресе в Бухаре. Через три года Ажзи из-за материальных трудностей прекратил учебу в медресе и пошел работать, в том числе в качестве писца у кади.

В 1901 году Сиддики продал унаследованный ему от отца дом с земельным участком, а на вырученные деньги отправился в священный Хадж в Мекку. После Сиддики побывал в городах Аравийского полуострова, в Турции, Ираке, Иране, Афганистане, на Кавказе, городах  Российской Империи, в том числе в Баку, Тифлисе, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

В 1900 году он работал в качестве переводчика в посольстве Российской Империи в городе Джидде (Саудовская Аравия).

Во время своего путешествия Ажзи познакомился в Баку с джадидами Закавказья. Вернувшись домой, он вместе с джадидом Исхокхоном Ибратом основал школу с новым методом обучения в родном кишлаке Халвои.

В 1918-1921 годах работал комиссаром в Самаркандском областном суде. В 1922 году отверг все государственные должности и вернулся на свою прежнюю работу в школу. Позднее он активно участвовал в основании и работе сатирических журналов «Машраб» и «Мулла Мушфикий», а также газеты «Зарафшон» на узбекском и таджикском языках. В 1920-е годы Ажзи стал одним из ключевых деятелей образования и культуры республики.

Зимой 1926 года Ажзи сильно заболел и в июле 1927 года скончался в Самарканде.

В 1989 году по инициативе ТашГУ, Союза писателей Узбекистана и администрации Самаркандской области отмечалось 125-летие со дня рождения Сиддики-Ажзи. В 1999 году в издательстве «Манавият» были опубликованы «Избранные произведения» поэта, педагога и просветителя.

Ёрмамат РУСТАМОВ.

Фото А. Шамсиева.