«Каменный гость» в Русском
Самаркандский областной русский театр драмы возвращается к классике. В минувшее воскресенье заядлых театралов среди зимы вдохновили премьерой: по сцене величественно "прошагал" "Каменный гость" А. Пушкина.
Спектакль репетировали в разгар коронавирусной пандемии. Думается, режиссеру и артистам удалось хоть немного испытать то же волнение от неопределенности, что когда-то чувствовал и великий автор "Маленьких трагедий" при создании своих коротких шедевров. В 1830 году в Болдино Александр Сергеевич, пережидая эпидемию холеры, в томлении перед будущей долгожданной женитьбой на красавице Наталье Гончаровой, вместе с каменным командором отправлял в мрак подземелья свою прошлую праздную жизнь. Ее он дерзновенно воплотил в распутном искусителе Доне Гуане, которого могла исправить либо встреча с истинной добродетелью, либо могила. Добродетелью Донна Анна не стала, согласившись на ночное свидание, а пасть очередной жертвой светского повесы и дуэлянта ей помешал благородный супруг в мраморном обличье.
Пьеса наполнена явными и скрытыми символами, но легкость пера ее автора не дает им волю, а легкость игры молодых артистов театра делает спектакль доступным для восприятия самой широкой аудиторией, включая школьников. Да, в постановке режиссером Ахматом Ниязовым было решено задействовать молодой состав, и он не прогадал.
Романтический огонь в глазах Эльдара Гафарова, его прочувствованный азарт обольстителя, умение фехтовать сделало образ Гуана живым и достоверным. Алиризо Рузиев в роли Лапарелло смог передать в своих неуклюжих движениях, интонации, мимике и ложный восторг, и осуждение действий своего хозяина. Зритель также поверил его суеверному ужасу при виде кивающей статуи командора, а потому в зале, конечно, раздавался смех.
Если Сабина Рахмонова запомнилась своей страстной и пластичной игрой настоящей испанской дивы Лауры, занятой исключительно самолюбованием, то Светлана Ануфриева помогла дополнить этот яркий образ живым пением. Две арии из оперы А. Даргомыжского "Каменный гость", прозвучавшие в спектакле в ее исполнении, стали поистине неожиданным украшением постановки.
Донна Анна, которую трепетно сыграла Виктория Савельева, была гармоничным дополнением и к образу Гуана, и к спустившемуся с постамента, омытого ее слезами, каменного Дона Альвара, которого блестяще воплотил Руслан Бирюков.
Надо отметить, что режиссером-постановщиком была неплохо продумана смена декораций, которая делала спектакль ближе к зрителю. Обычная закулисная суета помощников сцены с опусканием занавеса и выключением софитов здесь становилась явной, подчеркивая, что жизнь всегда игра.
Художественное оформление спектакля Антонины Гурьяновой и Елены Николаевой погружало в атмосферу средневекового Мадрида. Музыкальное сопровождение Сергея Буторина, особенно этот леденящий душу звук каменных жерновов при появлении статуи, хореографические паузы, поставленные балетмейстером Людмилой Карабаевой, не вызывало сомнений у аудитории - мы смотрим "Каменного гостя" Пушкина.
Нельзя сказать, что премьерный спектакль был без огрех. Тем не менее ошибки в ударениях кое-где в словах, заминки в мизансценах и световые казусы не помешали почувствовать радость от соприкосновения с вечно живой и актуальной классикой.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.