Календарные взгляды узбеков
Время традиционно являлось важнейшей составляющей повседневной жизни человеческого общества и его хозяйственных традиций. По мере расширения эмпирических знаний людей о закономерностях природных явлений формировались и совершенствовались календари.
Как писал Абу Райхан Беруни, «...земледельцы и скотоводы в любом месте знали точное время начала тех или иных видов работ. Над их головами находился небосвод, и люди, наблюдавшие за закономерностями движения небесных светил, знали время начала тех или иных работ, и связывали их со светилами».
Так, летоисчисление, связанное с естественным спутником Земли - Луной, впервые возникло у народов междуречья Тигра и Евфрата и постепенно распространилось на сопредельные территории, в том числе и в среде скотоводов-кочевников. Еще до проникновения мусульманского календаря хижрий-камарий предки современных узбеков практиковали, видимо, собственные виды время исчисления, связанные с Луной. Например, имеются сведения о широком использовании в повседневной жизни некоторых понятий, связанных с лунными фазами. В весенний период по Луне предсказывали, дождливым или сухим будет наступающий месяц. Считалось, что если полумесяц находится в вертикальном положении, то месяц будет сухим, а если в горизонтальном, то дождливым. В период между убыванием старого и появлением нового месяца ожидались резкие перемены в погоде.
В отличие от лунного календаря, отставание которого от годового солнечного цикла составляло 11 дней, сельское население отдавало предпочтение солнечному летоисчислению, как более соответствующему характеру сезонных работ в сельском хозяйстве. Различали два типа солнечного календаря: двухсезонный, основанный на весеннем и осеннем равноденствии, и четырехсезонный, который, помимо дней равноденствия, опирался также на дни летнего и зимнего солнцестояния. Деление года на соответствующие периоды было связано с такими древними дуалистическими представлениями, как «добро и зло», «свет и тьма», «женское и мужское начало» и др. В частности, в зороастрийской книге «Авеста» первые семь месяцев года именовались Буюк саратон (Великое лето), остальные пять - Буюк зимистон (Великая зима).
Широкое распространение у местного населения имели астральные представления о таких небесных телах и созвездиях, как Хулкар (созвездие «Плеяд»), Етти карокчи (букв. «Семь разбойников», т.е. созвездие «Большая медведица»), Темир козик (букв. «Железный кол», т.е. Полярная звезда), Сомон йули (букв. «Соломенный путь», т.е. «Млечный путь»), Миррих (Марс), Уторуд (Меркурий), Муштарий (Юпитер), Зухра (Венера), Зухал (Сатурн) и др. Наблюдение за их передвижением по небу также служило ориентиром в тех или иных делах. Например, приближение лета и созревание пшеницы определялось положением звезд созвездия Хулкар и состоянием группы звезд в созвездии Тарози (Весы).
По мере расширения знаний и представлений предков современных узбеков о закономерностях движения звездных объектов, формировались и своеобразные типы летоисчисления. Именно таким образом возникла форма летоисчисления Тугол хисоби, в основе которой лежало противостояние Луны и созвездия Плеяд, а начало года приходилось на первые дни августа. Данное летоисчисление с некоторыми отличиями имело широкое распространение в среде различных скотоводческих народов Средней Азии. Так, у казахских скотоводов один год по календарю тугол состоял из 13 месяцев по 28 дней. У кипчаков Ферганской долины тугол состоял из 11 месяцев по 29 дней, при этом период в 40 дней в середине лета (ёзги чилля), когда Хулкар находился «под Землей», не включался в календарный год и назывался йук тугал (букв. «без тугала»). По представлениям узбеков, в месяце Саратон созвездие Хулкар «опускается» на Землю и в течение 40 дней находится «под Землей», и только после его возвращения начинается новый календарный отсчет.
Считалось, что каждый месяц в указанном числе, Луна вступает в супружескую связь со звездами Хулкар, т.е. находятся в противостоянии, Хулкар пропадал из поля зрения, когда закрывался Луной. Согласно народным представлениям, в такие дни и в дни междолуния происходят резкие изменения в погоде, возможны сильные дожди, ливни и ветер. Поэтому, как правило, в такие дни местное население не занималось хозяйственными делами.
Широкое распространение у узбеков имел 12-летний циклический календарь мучал. Каждый из 12 годов этого календаря имеет свое название, связанное с тем или иным животным: год Мыши (сичкон), Коровы (сигир), Тигра (йулбарс/коплон), Зайца (куён), Рыбы (Крокодил) (балик/тимсох), Змеи (Дракона) (илон/аждар), Лошади (от), Овцы (куй), Обезьяны (маймун), Курицы (товук), Собаки (ит) и Кабана (тунгиз). Год начинается с 22 марта, новый цикл открывается годом Мыши. Время распространения данного летоисчисления в Средней Азии восходит к проникновению и расселению на этой территории различных тюркских народов.
Календарь мучал использовался для объяснения природных явлений. Года Мыши, Тигра, Рыбы, Лошади и Собаки в представлении местного населения считались «мужскими», а значит жесткими и трудными. «Женские» года - Коровы, Змеи, Овцы, Курицы и Кабана, наоборот, считались мягкими. Земледельцы-киргизы особо готовились к приходу года Зайца - перед его приходом в большей степени, нежели в другие годы, старались увеличить зерновые запасы, корма для скотины, так как в такие годы гораздо чаще имели место голод и неурожаи. Похожие представления были у некоторых групп узбеков.
Среди населения изучаемого региона также практиковался и счет времени только по 90-дневному циклу (туксон), согласно которому год состоит из четырех частей, каждая по 90 дней - весенний, летний, осенний и зимний. Этот 90-дневный цикл соответствовал древнему солнечному календарному счету, широко употребляемому оседлым земледельческим населением. Почти во всех древнеземледельческих районах времена года совпадали со следующими месяцами солнечного календаря: весеннее 90-дневной цикл падал на месяцы Хамал, Савр, Жавзо; летнее - на Саратон, Асад, Сумбула; осеннее - на Мезон, Акраб, Ковга; зимнее - на Жадий, Далв, Хут.
Наблюдения за растениями также способствовали формированию календарных представлений. Если осенью деревья сбрасывают листья, начиная с верхних веток, то следует ожидать сильных холодов в начале зимы, если с нижних - в конце. Сбрасывание листьев с тополей в начале с нижних веток - к мягкой зиме, с верхних - к холодной. Необходимо также отметить, что различные природные процессы - начало роста растений, цветение деревьев, плодообразование, созревание трав к сенокосу и зерновых культур - также способствовали формированию у местного населения новых видов фенокалендарей.
Как известно, смена лунных фаз происходила в течение семи дней, позже этот период стали считать как неделю (хафта). Вместе с тем, существовала традиция связи каждого дня недели с каким-либо небесным телом. Так, воскресенье считалось днем солнца (Шамс), понедельник - Луны (Дамар), вторник - Марса (Миррих), среда - Меркурия (Аторуд), четверг - Юпитера (Мушта-рий), пятница - Венеры (Зухра), суббота - Сатурна (Зухал).
Таким образом, в зависимости от особенностей местного климата, характера хозяйственной жизни населения и других факторов, узбеки использовали целый ряд различных календарей и форм времяисчисления. Начало месяца, года, как и время, начала посевов, вегетативного периода или других частей сельскохозяйственного календаря определялись по состоянию звезд, прилету и отлету птиц и другим фенологическим признакам. Указанные виды календарей регулировали не только хозяйственную жизнь узбеков, но и определяли время проведения различных бытовых и религиозных обрядов, являющихся и по сей день важнейшим компонентом этнокультурного облика узбекского народа.
Абдилатип САРИМСОКОВ,
кандидат исторических наук,
доцент Наманганского государственного университета.