Каково образование, такова и экономика?

В данной статье на основе анализа статистических данных сделана попытка выявить зависимость между экономическим развитием страны и состоянием хозяйственного механизма по управлению системой образования.
Многие знакомы с экономическим законом повышающихся потребностей. Согласно этому закону, человечество находится в постоянном поиске путей улучшения жизненных условий, расширения границ удовлетворения потребностей и поняло, что это возможно только при обогащении знаниями. К примеру, в области биологии, - чтобы росла урожайность сельскохозяйственных культур и улучшалось качество продукции; в области физики и механики, - чтобы облегчить условия труда и добиться повышения его производительности. Те народы, которые коллективным разумом дошли до восприятия сущности и значения образования, как основного источника развития материального производства, уровня благосостояния, улучшения условий труда и отдыха, непрерывно совершенствуют этот процесс.
Причинно-следственная связь
Все ли исчерпывающие меры приняты в Узбекистане, чтобы развитие образования и науки служили реализации имеющегося огромного экономического потенциала? На этот вопрос трудно дать положительный ответ. Официально признаны наличие достаточно большого количества семей, находящихся за чертой бедности, несбалансированность внутреннего рынка труда, довольно скромное место в мировой табели о рангах по объёму ВВП на душу населения. Может быть, дело и не в конкретных цифрах, но всё же попробуем пролить свет на ситуацию.
Как вы думаете, каких финансовых средств не досчитался Узбекистан, когда в посткризисный период приоритет в освоении иностранных языков был отдан английскому, а не русскому языку? Разве не бесспорен тот факт, что знающий язык принимающей стороны трудовой мигрант гораздо быстрее адаптируется в новых условиях и заработает намного больше, чем тот, который не владеет им?
Или другой пример. Хлопково-зерновые фермерские хозяйства распоряжаются тремя миллионами гектаров орошаемых земель республики, но в штате большинства из них нет должности агронома или бухгалтера. Здесь кроется одна из основных причин деградации земель, в результате из года в год снижается урожайность сельскохозяйственных культур, страна недополучает огромное количество хлопка, зерна и плодоовощной продукции.
Общепризнано, что нет ничего ценнее человеческого здоровья. Но на сегодняшний день по стране на 10 тысяч женщин приходится 4 акушера-гинеколога, а на 100 тысяч населения по 5 офтальмологов и психиатров, только по одному эндокринологу и аллергологу. Хотя давно можно было догадаться, что легче усилить внимание к развитию образования, подготовке кадров и заняться профилактикой заболеваний, чем тратить восьмую часть доходов государства на преодоление самих болезней.
Хромают статистика и логика
В нашей стране одну треть расходов государственного бюджета составляют ассигнования на развитие народного образования. В эквиваленте это достигает 2, 5 миллиарда долларов. Мало это или много - судите сами.
Наши учителя получают не меньше, чем в среднем работники реального сектора экономики, то есть около 220 долларов в месяц, при этом годовой фонд оплаты труда 500-тысячного отряда учителей и вспомогательного персонала составляет 1,5 миллиарда долларов. Ежегодную потребность в строительстве новых школ и на реконструкцию действующих можно удовлетворить за счёт 200 миллионов долларов. А на содержание школ, если с умом подойти к вопросам подготовки к отопительному сезону, оставшейся суммы хватит с лихвой. Задача органов управления системой образования заключается в том, чтобы, аккумулируя эти ресурсы в своих руках, добиваться роста эффективности их использования, оптимальных результатов в деле неуклонного повышения уровня грамотности населения и воспитания подрастающего поколения. Давайте попробуем разобраться в том, какую картину мы имеем на самом деле.
Сначала отметим, что статистические показатели системы образования носят фрагментарный характер. Поэтому независимым экспертам нелегко осуществить объективный анализ состояния дел в отрасли. Из официальных статданных видно, что инвестиционная программа, касающаяся развития материально-технической базы общеобразовательных школ, составляется в полном отрыве от демографических показателей развития страны. Так, в Узбекистане в 2010 году при потребности 55 тысяч введено в действие 12 тысяч новых ученических мест, из которых 11 тысяч пришлось на долю Наманганской области, а в 9 других областях республики не было построено ни одной новой школы. Так как никто и не думает придерживаться хоть какой-то системности в этой работе, то образовавшийся 10 лет назад разрыв не удаётся устранить и по сей день. Кроме того, за последние три года за счёт перехода на 11-летнее образование численность учащихся школ по стране возросла более чем на миллион человек. Но мы так и не стали свидетелями того, чтобы учебные корпуса, где раньше занимались эти юноши и девушки, в соответствии с требованиями стандартов были массово переоснащены, реконструированы и переданы в распоряжение школ. Это говорит о том, что лица, ответственные за развитие сферы, должны усилить свои знания не только в области арифметики, но и логики. Только так можно избежать абсурдных решений, присущих командно-административной системе управления.
Проблемы разом не решить
По всему видно, что прогрессивная общественность страны, включая часть народных избранников, пока не может противостоять тем, кто правит балом в системе образования. Добавляет масла в кашу то, что не приняты исчерпывающие меры по упорядочению затрат на строительство новых и реконструкцию действующих школ. При этом любое решение, касающееся реформы системы образования, должно быть взвешенным, экономически обоснованным, а самое главное, служить принципу справедливости и не вызывать кривотолков среди населения.
При нынешнем положении дел с экономикой страны, оказавшейся в состоянии стагнации и когда ВВП на душу населения едва достигает 1500 долларов, не совсем логично браться за преодоление всех накопившихся проблем одновременно. Так, не приступив к преодолению проблем общеобразовательных учреждений, мы взялись за развитие дошкольного образования. Одним из ярых сторонников такого подхода является лидер республиканской политической партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров. Он настаивает на своей позиции в пользу масштабного развития этой сферы, аргументируя, что наилучшим периодом познания окружающего мира человеком является возраст 3-4 года. С этим можно было бы согласиться, если б в нашей стране, как в Южной Корее или Финляндии, воспитанием и обучением детей занимались компетентные, всесторонне подготовленные специалисты. Но, по статистике, к концу 2018 года только 12,8 процента воспитателей по стране имели высшее образование, каждое десятое ДОУ было обеспечено учителями-логопедами и каждое шестое – учителями-дефектологами.
Для расширения общего кругозора отметим, что ежегодно по стране при медицинском осмотре выявляются более 23 тысяч детей с пониженной остротой слуха, 51 тысяча – остротой зрения, 42 тысячи с дефектами речи и 34 тысячи с нарушением осанки. А что касается обеспеченности врачами, то на каждые 10 тысяч детей приходится 6 педиатров.
Может быть, кто-то считает, что принятие такого глобального решения диктовалось производственной необходимостью. Но это далеко не так. По итогам 2018 года из 9 миллионов женщин трудоспособного возраста в реальном секторе было занято чуть более 1,7 миллиона человек. За последние годы нет серьёзных сдвигов в экспорте товаров лёгкой промышленности, поэтому сказать, что сильно изменилась инвестиционная политика, вызывающая рост потребности в женском труде, никто не может. Но так как процесс принял необратимый характер, то остаётся готовить и давать предложения по минимизации потерь, по повышению эффективности использования бюджетных средств.
На наш взгляд, следует воспользоваться тем положительным моментом, что большинство педагогических работников дошкольных учреждений хотя и со средним специальным образованием, но всё же имеют от 5 до 20 лет трудового стажа. Если будет разработана соответствующая государственная программа по финансированию их обучения, то в течение ближайших 4 – 5 лет проблема обеспечения отрасли компетентными кадрами может быть решена положительно.
Тем не менее, думаю, в сложившихся условиях, с ростом процента охвата детей качество услуг, оказываемых ДОУ, в результате распыления имеющихся ресурсов будет только ухудшаться.
Образование отдельно, экономика отдельно?
Решение проблем школьного образования важнее остальных проблем, связанных с развитием сферы. Во-первых, потому, что среднее образование гарантировано Конституцией страны. Во-вторых, школа призвана выполнить роль социального лифта и именно на этом этапе создаются фундаментальные основы для повышения уровня грамотности населения страны в целом. Быть грамотным, то есть уметь читать, писать, считать и излагать свои мысли должно всё население, а иметь среднее специальное или высшее образование, воспитывать ребёнка самому или отдать в садик, - это дело выбора каждой семьи в отдельности.
Поэтому достойно сожаления то, что вследствие вышеназванной причины при общем росте ассигнований на просвещение, произошло относительное сокращение средств, выделяемых на развитие школьного образования.
Так, ужесточение требований карантинного характера выявило наличие огромных проблем в деятельности общеобразовательных учреждений. К началу нового учебного года, несмотря на продолжительные каникулы, большинство школ оказалось не подготовленным к занятиям в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. До сих пор не решены, казалось бы, элементарные вопросы, связанные с расширением штата технических работников, обеспечением питьевой водой. Известно, что к традиционной форме занятий к середине сентября смогла приступить только одна из пяти школ республики. Несмотря на всю путаницу с выбором формы обучения, наглядно бросается в глаза острая нехватка ученических мест для первоклассников. В последующие годы эта проблема примет намного более острый характер и это диктуется ростом рождаемости в стране.
А в каком психологическом состоянии в этих условиях оказались учителя начальных классов, особенно в сельской местности, если каждый третий из них имеет среднее педагогическое образование? Если учесть, что вдобавок к этому более 80 процентов воспитателей ДОУ не имеют высшего образования, то напрашивается предложение по разработке объединённой «Дорожной карты» по ускоренной подготовке специалистов с высшим образованием. Но при этом возникает резонный вопрос: а какую позицию в этом вопросе занимают ответственные лица министерств народного и дошкольного образования? Увы, ситуацию с подготовкой кадров они не могут изменить хотя бы потому, что финансовое участие государства в подготовке учителей сведено к минимуму. Нет ощутимых льгот, дифференцированного подхода к оплате контрактов будущих педагогов в разрезе регионов и специальностей. Поэтому не осталось никакой разницы между педагогическим и университетским образованием, что отрицательно сказывается на качестве образовательных услуг.
Из вышеприведённых примеров видно, что маркетинговая деятельность в этих направлениях сведена к минимуму. Так происходит потому, что система образования в Узбекистане не гармонизирована с экономической системой.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.