Какими должны быть архитекторы будущего?
Вот уже более двух лет, как бывший Самаркандский архитектурно-строительный институт работает как университет. За это время здесь приложили большие усилия по внедрению новых способов подготовки кадров в области архитектуры и строительства на основе зарубежного опыта.
В частности, в процесс обучения студентов архитектурного факультета внедрены интерактивные были предприняты педагогические методы, такие как «студийный дизайн», «дуальные уроки», «диалог». Большая часть научных часов посвящается практическим занятиям. Впервые среди вузов республики в нашем университете создана «Школа высшей науки», основанная на международном опыте, которая полностью охватывает деятельность магистров, докторов философии, докторантов, работающих над докторской диссертацией, и соискателей. В настоящее время в вузе действуют пять ученых советов. Ускорился рост научного потенциала кадров вуза. За последние три года тут подготовлено 54 доктора философии (PhD) и 4 доктора наук.
Курсовые и дипломные проекты наших студентов-архитекторов на 100% выполняются по согласованию с Самаркандским городским и областным управлениями архитектуры и строительства, исходя из их потребностей и рекомендаций. Создана система оценки самостоятельной и творческой работы студентов, работы с талантливыми студентами и их всестороннего поощрения. Приглашаются профессора и преподаватели из зарубежных стран. Организовываются группы, где занятия проходят полностью на английском языке.
Профессора и преподаватели нашего университета привлекают зарубежных партнеров к созданию учебной литературы нового поколения. В частности, профессор А. Гадаев издал свой учебник в пяти зарубежных странах, а один из авторов этих строк, (профессор А. Уралов - прим. ред) в сотрудничестве со специалистами из Малайзии подготовил и издал две книги на узбекском и английском языках. Требуется и дальше повышать репутацию, престиж нашего университета на международной арене. В этой связи мы хотели бы поделиться некоторыми своими мыслями.
Большинство известных профессоров зарубежных вузов в преподавании теоретических предметов используют метод «цикличности», то есть проходят весь материал за одну-две недели. Этот метод имеет следующие преимущества.
Во-первых, у преподавателя есть возможность пройти 36 часов предмета в течение одного семестра. Остальное время посвящается научно-методической (создание учебников и пособий, модульной системы предметов и т.д.) и научно-исследовательской работе, участию в государственных и зарубежных грантах, научных проектах.
Во-вторых, если преподаватель преподает предмет непрерывно, это удобно и для студентов, так как позволяет им полностью и в совершенстве усвоить материал. Наблюдается их активное участие на занятиях, улучшается посещаемость.
В-третьих, студенты начинают лучше понимать предмет, его значение, роль и место в специализации. У них будет возможность гармонично соединить знания, которые они усвоили на предыдущих занятиях. Самое главное, повышается качество подготовки будущих кадров. Первоначально такой метод может быть апробирован опытными педагогами и, в зависимости от полученных результатов, его можно развивать.
В 2019 году узбекские архитекторы К.Х. Мухаммаджонов и Б.К. Мухаммадджанов впервые ввели в архитектурную науку Узбекистана понятия «объективная и субъективная архитектура».
Объективная архитектура – это отражение в материальном мире эстетической и генетической программы красоты. Архитектор может воспользоваться этими законами и принципами формообразования объективной природы. Они в дальнейшем проявляются в пространственной структуре архитектурного объекта, его образе, экстерьере и интерьере в единстве.
Создание произведения объективной архитектуры требует от архитектора большого таланта. Обычному же архитектору это не под силу, он может создать только субъективное произведение. Однако любой архитектор, работая над собой, оттачивая свое мастерство, познавая непреложные законы красоты, может создать объективную архитектуру.
Кроме того, у архитектора должен быть еще и источник вдохновения. Первый из них - сама природа. Существующие в природе законы: симметрия, ритм, пропорция, гармония, целостность – все это источники вдохновения. Талант, знания, опыт и вдохновение определяют дух архитектора, и этот дух проявляется в форме материального творчества в предметном архитектурном произведении.
Если мы подготовим таких архитекторов, то они не станут заниматься эклектическим формотворчеством в угоду моде, как они делают сейчас, а будут способны создавать действительно шедевры в соответствии с природой и высшими законами красоты.
В 2023 году доцент нашего вуза, доктор философии по архитектуре О. Н. Бобокандов изучил научно-теоретические и эстетические основы использования бионики в мировой архитектуре и дизайне, а также дал научно-практические рекомендации и предложения по использованию бионики в архитектуре и объектах дизайна, показал основные направления биоархитектуры.
Сегодня развитие градостроительства выходит на новый уровень. Идут разговоры о планировании и проектировании эко-городов, умных городов с учетом всех потребностей функциональности в бионическом стиле, в гармонии с природой. Человечество не перестает мечтать о будущем, интересоваться и представлять, какой будет наша планета через 50-100 лет, как будут формироваться наши города и их архитектура. И в наш нанотехнологический век, когда легенды становятся реальностью, а мечты сбываются, мы уверены, что невообразимые, невероятные идеи о футуристической архитектуре и городах станут реальностью в будущем. Только тогда масштабы биоархитектуры, использования нанотехнологических строительных конструкций и материалов и их применения в архитектуре станут значимыми. Поэтому мы не должны забывать давать нашим студентам подробные представления о бионике, чтобы они могли использовать эти знания при проектировании современных зданий и объектов дизайна.
Еще одно предложение. Как мы все знаем, в настоящее время руководители архитектурно-строительных организаций нашей республики и работающий в них персонал – это, в основном, квалифицированные кадры, окончившие профильные вузы в Ташкенте и Самарканде. Это зрелые специалисты, имеющие опыт, квалификацию, знания. Было бы хорошо, если б мы организовывали с ними встречи, создали бы в нашем университете «Фонд выпускников», вручили бы наиболее видным из них диплом «Почетного профессора» нашего университета. Это придаст большую мотивацию учебе наших студентов и работе этих руководителей, а репутация нашего университета еще больше возрастет.
Следует также отметить, что есть опытные строители-предприниматели, не окончившие профильный вуз, но имеющие большой опыт практической работы, известные в стране, области и городе. Было бы правильно принять их в наш университет без экзамена на заочное отделение и по окончании учебы выдавать им диплом нашего университета. Нам нужно работать вместе! Если бы наши студенты проходили практику на таких строительных предприятиях в проектных организациях, то от этого выиграли бы мы все. Тогда наши студенты сочетали бы учебу с практикой. Ведь этого требует от нас и руководство страны.
Мы уверены, что предложения и рекомендации, которые мы описали выше, послужат дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров нашего университета, повышению его репутации на международной арене, поднятию его рейтинга на более высокие уровни.
Ахтам УРАЛОВ,
Лазиз РАХИМОВ,
профессора СамГАСУ.