Какие проблемы беспокоят бизнес?
Принимая во внимание приоритетность государственной политики в части всемерной поддержки и защиты бизнеса, возникает вопрос, а кто координирует все эти усилия и в полной мере реализовывает весь правовой инструментарий соблюдения прав предпринимателей?
Институт уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства координирует работу с бизнес-сообществом, внося необходимые новшества в национальное законодательство, работает в кооперации с Торгово-промышленной палатой Узбекистана и привлекает всех, кому не безразлично развитие бизнеса в стране. О проделанной работе в этом направлении рассказывает ведущий инспектор аппарата бизнес-омбудсмана в Самаркандской области Жасур ТУРСУНОВ.
- Жасур Уткиржонович, с какими вопросами предприниматели обращаются в аппарат бизнес-омбудсмана и в каком порядке рассматриваются обращения?
- За прошедшие девять месяцев этого года к сотрудникам бизнес-омбудсмана поступило 480 обращений. Из них на сегодняшний день рассмотрено 434 обращения, 240 удовлетворены и права субъектов предпринимательства восстановлены, по 194 обращениям даны юридические разъяснения. Большая часть поступивших обращений касалась земли, кадастра, архитектуры, инфраструктуры, налогов, банковского дела, финансов, кредита, судебных решений, исполнения решений судов и других органов, таможни, проверок и дознания.
В процессе работы с обращениями внимательно изучаются изложенные в них доводы для максимального удовлетворения. К примеру, после изучения жалобы от руководителя одного из ООО, действующего в Ургутском районе, установлено, что несмотря на неоднократные обращения предпринимателя в налоговые органы о возврате безосновательно взысканных 144,3 млн. сумов, ему не возвращали средства в течение нескольких месяцев. После соответствующего заключения бизнес-омбудсмана в налоговый комитет денежные средства вернули предприятию.
- Как бизнес-омбудсман взаимодействует с судами? Существуют ли определённые механизмы защиты прав предпринимателей через суд?
- В соответствии с законодательством бизнес-омбудсман имеет право обращаться в суды с заявлениями, претензиями и жалобами в интересах субъектов предпринимательства без уплаты государственной пошлины. То есть уполномоченный вправе обжаловать решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу; подать кассационную жалобу на решение суда апелляционной инстанции, вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, рассмотренное в апелляционном порядке. Также по решению суда он может принять участие в суде в качестве третьего лица или эксперта.
К примеру, за прошедший период этого года подано семь исков, и на основании судебных решений с госорганов в пользу субъектов предпринимательства взыскано более 1,5 млрд. сумов.
К компетенции бизнес-омбудсмана не относятся такие вопросы, как экономические споры, возникающие между субъектами предпринимательства; споры, вытекающие из семейных, трудовых и других правоотношений; не связанные с предпринимательской деятельностью споры; вопросы, отнесенные к компетенции суда, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следствия, дознания и исполнения наказания.
Бизнес-омбудсман рассматривает жалобы, поданные в течение одного года с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, или если заявитель не удовлетворен принятыми ранее решениями. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен.
- Имеет ли бизнес-омбудсман полномочия для привлечения к ответственности должностных лиц и сотрудников госорганов, нарушающих права предпринимателей?
- Да, имеет. В частности, бизнес-омбудсман имеет право рассматривать дела, согласно статье 43 КоАО - нарушения законодательства об обращениях физических и юридических лиц (в части обращений предпринимателей); ст. 200-2 - незаконный захват земельных участков (если нарушены права бизнеса); ст. 241-1 - нарушения права частной собственности; ст. 241-2 - нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства; ст. 241-3 - незаконное приостановление деятельности субъектов бизнеса или операций по их банковским счетам; ст. 241-4 - принудительное привлечение бизнеса к благотворительным или иным мероприятиям; ст. 241-6 - неправомерный отказ или препятствование в применении льгот и преференций, их неприменение; ст. 241-8 - незаконное истребование информации о наличии денежных средств на счетах субъектов предпринимательства и ст. 241-10 - истребование от субъектов предпринимательства документов с нарушением законодательства. При этом заместители бизнес-омбудсмана и главные инспектора его аппарата также имеют право рассматривать данные дела и присуждать штрафы от его имени.
Так, за 9 месяцев по результатам анализа деятельности государственных органов, а также по результатам рассмотрения обращений приняты прямые решения о привлечении к административной ответственности 70 лиц, нарушивших права субъектов предпринимательства. Также в суд и другие органы на рассмотрение направлены административные дела в отношении 108 лиц, работающих в госорганах.
Например, на сотрудника районного отдела инспекции строительства и жилищно-коммунального контроля в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ф.Ш. был составлен административный протокол по статье 2415 УК за нарушение установленного порядка и срока выдачи документов разрешительного характера и направлено в суд. Решением Самаркандского городского суда по уголовным делам к Ф.Ш. был применен административный штраф в размере шестикратной базовой расчетной величины.
В целом, за прошедший период текущего года в отношении сотрудников госорганов, совершивших административное правонарушение наложено более 289 млн. сумов административных штрафов.
- Какие изменения произошли в законодательстве для предотвращения нарушений прав субъектов предпринимательства, обеспечения неотвратимости ответственности виновных лиц?
- На практике имели место случаи незаконного перевода или снятия денежных средств с банковских счетов субъектов предпринимательства, либо несвоевременного возврата излишне взысканных денежных средств. При этом вопрос об ответственности лиц, совершивших данные действия в законодательстве не был определен. На основе предложений 10 мая этого года принят Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение неприкосновенности денежных средств на банковских счетах предпринимателей». Теперь такие противоправные действия со стороны госслужащих наказываются наложением штрафа от двухсот до трехсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до трех лет, либо обязательными общественными работами от трехсот до трехсот шестидесяти часов или исправительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет.
Важно!
Если предприниматели сталкиваются с различными препятствиями в своей деятельности, то они могут обратиться к бизнес-омбудсману по короткому номеру 11-00, в виртуальный офис предпринимателей или по электронному адресу почты info@biznesvakil.uz.
Беседовала Юлдуз ХАЙДАРОВА.
Кстати
По данным областного экономического суда, за восемь месяцев 2023 года рассмотрено 931 дело с исками субъектов частного предпринимательства, из них удовлетворено 781 (83,9%). В пользу предпринимателей взыскано 148 млрд. 829 млн. сумов.
К примеру, областным управлением юстиции был подан иск в Самаркандский городской экономический суд в защиту истца ООО Road Color. Истец по заключенному договору требовал от ответчика УП «Самарканд йуллардан мунтазам фойдаланиш» взыскать 186 300 000 сумов основного долга за поставленную дорожную краску и 46 230 000 сумов пени. Решением суда иск был удовлетворен.
Другой пример: истец ЧП Best Kontinental подало иск в Самаркандский городской экономический суд на госпредприятие «Капитал қурилиш дирекцияси» о том, что между сторонами был заключен договор на основании которого ЧП уплатило для участия в тендере гарантийную сумму в размере 1 процента (187 000 000 сумов) на строительство многоэтажного жилого комплекса в Джизакской области. Но заказчик уплаченную сумму не возвращает аж с 2021 года. Решением суда от 12 июля 2023 года иск был полностью удовлетворен, и основной долг в сумме 187 000 000 сумов взыскан с ответчика ГП в пользу истца.