Как в Самарканде победили малярию?
Наверное, многим из старожилов хорошо известно имя Леонида Михайловича Исаева. В народе его называли «дорбоз» - канатоходец. И действительно, такое ощущение, что этот человек все жизнь ходил по канату. Неверный шаг - смерть, потеря равновесия - тоже смерть.
После окончания в Петербурге военно-медицинской академии, несмотря на хаос, царивший вокруг, во время октябрьского переворота, он остался верен науке. В 1922 году во время чумной эпидемии работал в Харбине, Монголии, Закавказье. Следующий этап - Средняя Азия.
В 1922 году ассистент московского тропического института Л. М. Исаев был направлен в Бухару. Перебирая пожелтевшие документы, письма, вырезки из газет приходишь к выводу, что учёный был отправлен сюда в командировку, а остался на всю жизнь.
Средняя Азия двадцатых. В периодической печати огромное количество статей о страшном заболевании - малярия косит людей. Отмечается, что летними вечерами во многих городах невозможно было выйти на улицу из-за летающих тучами малярийных комаров. Местное население ходило по улице с горящими факелами. Бухара, Самарканд... от малярии погибают сотни жителей.
Было решено изучить паразитарную обстановку. Врач делает это досконально, для него нет мелочей. Каждый шаг продуман. По записям на пожелтевших листах, испещрённых бисерным почерком ученого, становится ясно, что основная задача определена - нужно узнать, где находятся личинки малярийного комара. Для этого Л. М. Исаев, местные врачи и энтузиасты исследуют все вокруг. Берут на анализ грунт в подвалах домов, исследуют воду из хаузов.
Время идёт. Удается установить, что личинки комара могут находиться только в чистой, питьевой воде. Это выяснилось благодаря исследованию воды в водоемах, которые располагались в центре каждого квартала. В результате исследования были обнаружены и личинки ришты. Это заболевание было особенно распространено в Бухаре.
Личинка с водой попадала в организм человека. Тело паразитарного червя не тоньше человеческого волоса, длина около метра. Червь селился под кожей. В месте, где располагалась его головка, у больного начиналось нагноение. Больных мучил жар. Их тянуло в воду. Для того чтобы избавиться от болезни, нужно было идти к табибу, который наматывал червя на тонкую деревянную палочку и вытягивал. Если тело обрывалось, то операция начиналась снова.
Нужно было решить проблему с питьевой водой. Тогда не были распространены методы хлорирования воды, поэтому водоемы решено было частично осушить. Приходилось разъяснять населению необходимость этих работ. Леонид Михайлович занимался этим лично. Все больше и больше населения принимало участие в работах по очистке хаузов. Так, личинки паразитов постепенно уничтожались. По настоянию Л. Исаева в Бухаре был создан тропический институт, сотрудники которого открывают пункты и станции по борьбе с малярией и риштой, начинают хлорировать воду.
С 1924 по 1931 год идёт упорная борьба с риштой и малярией. Осенью 1931 года, был зарегистрирован последний случай заболевания риштой. В этом же году тропический институт из Бухары был переведен в Самарканд. В 1960 году был зафиксирован последний больной малярией в стране. Заслуженный деятель науки, орденоносец, лауреат премий Л. И. Исаев руководил данным тропическим институтом сорок лет. Он и его многочисленные ученики боролись с чумой, лейшманиозом и другими заболеваниями. Сотрудники института внесли неоценимый вклад в мировую науку. И сегодня последователи ученого трудятся в Самаркандском научно- исследовательском институте паразитологии имени Л. Исаева.
Ольга ФАТАЕВА.