Как улучшить преподавание русского языка в школах?
В нашей области началась реализация проекта «Класс!» («Зур!»), направленного на повышение качества преподавания русского языка в Узбекистане.
Проект реализуется Министерством народного образования Узбекистана совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, российским благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт», Российским государственным педагогическим университетом (РГПУ) им. Герцена. Спонсирует все это известный наш соотечественник, российский бизнесмен Алишер Усманов.
В рамках реализации первого этапа проекта, который в общей сложности рассчитан на 10 лет, в нашей стране находятся преподаватели РГПУ. В настоящее время они тестируют преподавателей русского языка в национальных школах. Цель – изучить существующую ныне ситуацию с преподаванием русского языка у нас, выявить проблемы, разработать пути их решения.
Я как преподаватель-русист, конечно же, приветствую и всецело поддерживаю данное начало. И хотел бы через единственную русскоязычную общественно-политическую газету нашей области поделиться некоторыми моими мыслями с коллегами и внести свой посильный вклад в успешную реализацию проекта.
В первую очередь, нужно обратить внимание на школьные учебники. Как преподносится там учебный материал и как он осваивается учениками, не носителями русского языка? Можно просто сравнить учебники английского и русского языков, разница сразу же бросится в глаза. В первом случае материал очень интересный, идет от простого к сложному, есть дополнительный материал в виде видео-, аудиофайлов. Но не так обстоит дело с учебниками по русскому языку. Ученики сельских школ вообще не понимают, о чем там идет речь, как будто эти книги рассчитаны на человека, который уже знает язык. Но такой подход, думаю, в корне неверен. У нас надо изучать русский язык как иностранный: по заданиям и материалам, приведенным в этих учебниках, в сельских школах невозможно провести урок. Мы, сельские преподаватели, стараемся по-своему выходить из этой ситуации: упростить материал, уделить внимание живому разговору и т. д.
Во-вторых, нужно увеличить количество часов, выделенных в школьных программах на изучение русского языка. Например, английский язык изучается с первого класса, на изучение языка дается больше часов. За два часа в неделю (именно столько времени отведено русскому языку в национальных школах) достичь каких-то ощутимых результатов нельзя.
Еще один вопрос. Сейчас во многих школах учителями русского языка работают люди, получившие образование в годы существования бывшего Союза. Их уровень знания русского языка нельзя сравнить со знаниями молодых учителей. Я не хочу критиковать молодых русистов, но в годы Союза было много русских школ, была языковая среда, для многих из нас русский язык был вторым родным языком. Но сейчас ситуация другая. Большинство будущих русистов изучают русский язык тоже как иностранный. То есть, я хочу сказать, что нужно готовить хорошую смену, обратить большое внимание на подготовку кадров-русистов в вузах. Возраст «советских» кадров уже почти пенсионный. Что будет дальше? Без сильных молодых преподавателей-русистов нельзя изменить ситуацию в будущем.
Вот мои основные мысли и предложения. Буду рад, если мои коллеги откликнутся и выскажутся по этому поводу. Ведь у нас одна цель – повысить качество преподавания русского языка в школе.
Исмат НАГАЛОВ,
учитель русского языка школы № 76 Пайарыкского района.