Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Как стабилизировать экономику после пандемии?

Пандемия привела к резкому ухудшению конъюнктуры мирового рынка, оказав серьёзное воздействие на развитие национальных экономик, замедление темпов их роста. Происходящие в мировой экономике сложные отрицательные изменения не обошли стороной и Узбекистан, который является составной частью мирового хозяйства.

Предварительные итоги 2020 года показывают, что, несмотря на сохранение размеров привлекаемых инвестиций, в том числе иностранных, объём ВВП на душу населения остался без изменения. Это говорит о том, что в инвестиционную деятельность не были внесены коррективы, соответствующие складывающейся экономической ситуации. В результате допущено отставание совокупного предложения от совокупного спроса, что привело к сохранению высоких темпов инфляции.

Был ослаблен контроль за процессами, связанными с сокращением внебанковского оборота денег. Усилилось напряжение на внутреннем рынке труда, причиной чему служит сохранившийся традиционный подход к созданию новых фондоёмких, материалоёмких и энергоёмких производств в ущерб трудоёмким. Анализ различного рода инвестиционных проектов показывает, что создание одного рабочего места обходится от 50 до 250 тысячи долларов США. Так происходит не только в промышленности, но даже в сельском хозяйстве и сфере услуг. При таком подходе число вновь создаваемых рабочих мест по стране не достигает 400 тысяч при годовой потребности один миллион и более мест. Упор на их легализацию не служит решению проблемы снижения безработицы, так как меняется форма, а не содержание.

Пандемия вынуждает любую страну приступить к более тщательному изучению своих конкурентных преимуществ, внести коррективы в структуру ранее избранных локомотивов развития экономики. В сложившихся в конъюнктуре мирового рынка условиях нашей стране ожидать прорывных результатов от развития сферы туризма, экспорта текстильной продукции не приходится, так как в силу объективных причин трудно ожидать быстрого восстановления как мировой экономики, так и спроса на услуги и товары этих отраслей.

Драйвер экономики

На наш взгляд, наиболее оптимальным решением выхода из сложившейся сложной ситуации в экономике страны является развитие производства продовольствия, включая различные отрасли их переработки.

Маркетинговые исследования ряда международных исследовательских центров в период пандемии показали возрастание спроса на здоровую пищу, способную повысить иммунную систему человека. Поэтому, сделав данное направление драйвером развития экономики Узбекистана, можно обеспечить продовольственную безопасность, значительно сократить уровень безработицы, обуздать инфляцию и существенно сократить отрицательное сальдо во внешнеторговом обороте страны.

Прежде чем приступить к решению столь важной задачи, следует принять соответствующие меры по преодолению одной из самых противоречащих логике диспропорций в экономике страны. Снова и снова речь идёт о том, что всё ещё две трети денежных доходов населения направляется на приобретение продуктов питания. В отдельных семьях они достигают 90 процентов. Попробуем разъяснить актуальность решения данной проблемы.

Такое положение дел приводит к тому, что низкодоходным семьям всё сложнее удовлетворять свои потребности в пище на основе рациональных норм, что становится причиной непрерывного ухудшения состояния здоровья этой группы населения и как результат непомерный рост государственных расходов на систему здравоохранения. Отвлечение основной части денежных доходов на приобретение продовольственных товаров снижает покупательскую способность населения на товары лёгкой промышленности, которая традиционно является основным источником создания новых рабочих мест. Неуклонный рост задолженности населения за оказанные коммунальные услуги безусловно приводит к ухудшению технического состояния объектов, связанных с подачей электрической энергии, природного газа, питьевой воды от производителя к конечному потребителю. По мере роста инфляционных процессов, основу которых составляет продовольствие, на одну и ту же массу денежных доходов можно приобрести меньшее количество товаров, а это не что иное как снижение уровня использования производственных мощностей и ограничение роста численности работников предприятий.

Качество, качество, качество!

В условиях низкого уровня механизации сельскохозяйственных работ овощеводство признаётся одной из наиболее трудоёмких отраслей аграрного сектора экономики, способное обеспечить занятость значительной части сельского населения. Исходя из этого, хозяйственный механизм, направленный на организацию этой сферы деятельности, нуждается в коренном совершенствовании. В первую очередь, речь идёт о новых подходах к её кредитованию, ценообразованию и материально-техническому снабжению.

В конкурентной борьбе на мировом рынке овощей мы сможем победить только благодаря высоким показателям качества, оригинальным потребительским свойствам. Не менее актуальным является задача по насыщению внутреннего рынка недорогой, но качественной сельскохозпродукцией. В частности, изменение подхода к размещению картофеля, как “второго хлеба”, позволит отказаться от его импорта и привести его цену в соответствие с доходами малоимущих слоёв населения.

Что касается отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте страны, то экспорт свежей и переработанной на промышленной основе плодоовощной продукции является наиболее оптимальным и наименее затратным решением для преодоления этой диспропорции. Из принятых решений правительства, касающихся размещения сельскохозяйственных культур, видно, что многое делается вопреки тому, что было заявлено в очередном Обращении к парламенту и народу страны, да и элементарной логике. В нём говорилось о поэтапном доведении среднего размера доходов с каждого гектара орошаемых земель с нынешних двух тысяч долларов до 4-5 тысячи долларов США. Вопреки всякой логике, в условиях ожидаемого маловодья решено значительно расширить посевные площади такой водолюбивой, в то же время капризной и низкодоходной культуры, как соя.

Также принято парадоксальное решение о размещении хлопка-сырца на площадях, превыщающих миллион гектаров. Годовая мощность прядильных фабрик, способных выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию не превышает 750 тысяч тонн. Тогда какой смысл от вышеупомянутого решения? Бесспорным является то, что снижение урожайности следует покрывать не экстенсивными методами, а путём обращения к инновациям, к повышению уровня механизации сельскохозяйственных работ и внедрению новых методов стимулирования производителей.

Переход на интенсивные методы выращивания промышленного сырца, устранение недостатков в организации деятельности текстильных кластеров позволит обеспечить загрузку указанных мощностей, сократив площади его размещения на 200-250 тысяч гектаров. Инвестиционная деятельность в текстильной промышленности должна быть переориентирована на развитие вязальной, красильной и швейной промышленности. В противном случае ещё долгие годы объём отечественных экспортных поставок текстиля в силу усиления конкурентной борьбы на международных рынках не сможет преодолеть двухмиллиардный рубеж.

О кормах опять забываем

В последующие годы высвобождаемые из-под хлопка-сырца посевные площади имеет смысл направить на размещение экспортоориентированных овощных и бахчевых культур, цветов и ягод. Это с одной стороны. Не менее важным является создание кормовой базы для животноводства. Принятое на днях правительственное решение о дополнительных мерах по развитию этой отрасли касается исключительно организованного сектора экономики. В то же время на приусадебных участках сельчан содержится более 90 процентов поголовья крупного рогатого скота. Размеры этих участков не позволяют одновременно решить две задачи, - вырастить корм для скота и обеспечить членов семьи продуктами первой необходимости. На этом вопросе хотелось бы остановиться более детально.

Дело в том, что рост цен на корма, образуемые из отходов переработки хлопка, при недостатке альтернативных источников кормов, ставит дехканские хозяйства в весьма сложное положение. Для того чтобы довести скот до убойной кондиции, дехканин в расчёте на каждую голову должен в общей сложности вложить 6-7 миллионов сумов. Если учесть, что 10-миллионное поголовье КРС находится в распоряжении трех миллионов дехкан, то нетрудно прийти к выводу о том, что указанный сектор находится в весьма затруднительном положении. Отсюда следует вывод о том, что индивидуальное животноводство нуждается в неотложной и сильной поддержке государства. Так как коммерческие банки не в состоянии удовлетворить всю потребность в кредитах и по приемлемым процентным ставкам, единственным выходом из положения является широкое размещение кормовых культур со стороны фермерских хозяйств и их поставка домохозяйствам. Если учесть, что спрос на кормовые культуры удовлетворяется на самом низком уровне, то этот бизнес сулит хорошую прибыль для их производителей.

Прожиточный минимум, ау?!

В заключение хочется отметить, что многие диспропорции, накопившиеся в экономике страны можно решить очень простым и малозатратным способом. Достаточно более внимательно отнестись к размещению сельскохозяйственных культур, внеся в этот процесс элементы рынка и подключив к нему учёных-аграрников и маркетологов, а новые потоки инвестиций направить на рост их производства и переработки. И тогда откроется широкий простор для улучшения благосостояния народа, который следует подкрепить разработкой такого долгожданного показателя как “прожиточный минимум”. При этом не будет необходимости  тратить огромные ресурсы на заведение всё новых и новых книг и тетрадей с различными оттенками, а Центральному Банку из года в год безуспешно таргетировать инфляцию. Кстати, согласно  известной классической теории, экономику можно стабилизировать двумя способами, - снижая уровень безработицы или обуздав инфляционные процессы. В сложившихся условиях наиболее приемлемым решением является второй способ, который соответствует жизненным ценностям всего населения Узбекистана.

Илхом ВАФАЕВ,

Экономист.