Как сохранить конкурентоспособность?

Узбекистан отмечает тридцать третью годовщину достижения независимости. Самое время вспомнить о том, что одной из стратегических целей макроэкономического развития было вхождение в число наиболее конкурентоспособных стран мира. Возникает естественный вопрос: какими характерными свойствами должна обладать экономика, чтобы ее можно было называть конкурентоспособной?

Основываясь на базовых принципах экономики и элементарной логике, выделю следующие критерии.

Во-первых, система воспроизводственных отношений должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать устойчивое, стабильное и динамичное развитие страны, независимо от колебаний конъюнктуры мирового рынка. То есть многоукладной и создавать условия для эффективной деятельности государственных и частных предприятий.

Во-вторых, для разработки такой системы менеджмент высшего звена надлежит иметь четкое представление о конкурентных преимуществах экономики страны, ее сильных и слабых сторонах. 

В-третьих, основу данной системы должен составлять непреложный принцип: средства производства, включая землю, должны свободно переходить к эффективным субъектам хозяйствования - от предпринимателя к предпринимателю, из региона в регион, из отрасли в отрасль на основе рыночных инструментов.

В-четвертых, указанная система должна обеспечить финансовую, продовольственную, энергетическую, экологическую и иные формы безопасности.

В-пятых, системам образования и здравоохранения, вобравшим в себя достижения и опыт передовых стран мира, следует отвечать задачам, направленным на ускоренное развитие экономики.

В-шестых, глобальные решения, касающиеся социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов и отраслей, должны иметь глубокий научно-обоснованный характер, приниматься с учетом передового общественного мнения.

В-седьмых, инвестиционная деятельность обязана гарантировать извлечение максимальной добавленной стоимости в строгом соответствии с нормативной рентабельностью и предельными сроками освоения привлекаемых внешних и внутренних источников финансирования. Ущерб, который возникает от необоснованной, ошибочной разработки проектной документации, не должен быть переложен на другие объекты или на государственный бюджет.

В-восьмых, система статистической отчетности должна быть надежно защищена от косметических приукрашиваний, не позволять никому, включая руководителей регионов и отраслей экономики, вмешиваться в эту деятельность, чтобы выдавать желаемое за действительное.

Можно и дальше продолжить критерии, присущие теории и практике стран с конкурентоспособной экономикой. Но давайте пока ограничимся изложенными выше критериями и попробуем дать оценку тем факторам, которые присущи экономике Узбекистана. В какой степени они способствуют, а в отдельных случаях даже тормозят процесс достижения этой цели?

Объективности ради начнем с того, что такого макроэкономического показателя как ВВП, его годового прироста или объема на душу населения, на которых основано подведение итогов социально-экономического развития, недостаточно для того, чтобы оценить динамику и эффективность развития страны. Он должен быть дополнен рядом других показателей. К ним относится национальный доход, используемый на накопление и потребление. В нынешних условиях развития Узбекистана не менее важно дополнить стоимостные показатели натуральными. Почему это важно?

Дело в том, что, несмотря на прилагаемые усилия, не удается преодолеть нарастающее отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. По итогам 2023 года оно достигло рекордной цифры в 13,7 миллиарда долларов США. Это не что иное, как доказательство неуклонного ухудшения ситуации с конкурентоспособностью экономики. На наш взгляд, задачи по улучшению показателей развития внешней торговли надо ставить по-другому.

Например, возьмем экспорт определенного количества меди, текстиля, шелка, кожи, томатной пасты, плодоовощных консервов. Непременным условием повышения эффективности внешнеторговой деятельности является преобразование сырья в готовую продукцию, а также расширение ее ассортимента. Хозяйственный механизм следует направить на освоение новых видов продукции с учетом конкурентных преимуществ Узбекистана. Для этого необходимо разработать балансы производства и распределения продукции в натуральном выражении. Это позволит уйти от порочной практики экспорта продукции любой ценой, когда задача по насыщению внутреннего рынка необходимыми товарами откладывается на задний план.

 Сначала следовало бы с учетом экономической целесообразности посезонно обеспечить все категории населения двумя парами обуви, а затем думать о ее экспорте. То же самое касается овощей и фруктов. Такой подход облегчит задачу и Центробанку, который несколько последних лет подряд никак не может достичь целевых параметров по обузданию инфляции. Не секрет, что причиной высоких темпов инфляции является опережающий рост цен на продовольствие. Несмотря на то, что на одной трети орошаемых земель республики размещаются зерновые культуры, самыми значительными остаются расходы населения на приобретение мяса, молока, яиц, а также хлеба и хлебобулочных изделий. Разработка балансов по производству и использованию зерновых, а также внедрение объективной статистики, - вот главное направление, которое позволит экономическому комплексу правительства достичь заметного снижения уровня бедности населения.  

Говоря о продовольственной или финансовой безопасности, нельзя обойти стороной проблему энергетической безопасности. Есть такая народная примета: чем жарче лето, тем холоднее зима. В связи с этим вызывает беспокойство то, что официальная статистика гласит о сокращении в первой половине 2024 года выработки электрической энергии, добычи природного газа, нефти, дизельного топлива и каменного угля. И это несмотря на огромные инвестиции, которые направляются на развитие данной сферы. Понятно, что одно исходит от другого, - сокращение добычи газа и угля приводит к неэффективной работе теплоэлектростанций, а также и то, что новая система ценообразования может дать свои результаты через определенное время. Но, как говорится, следует остерегаться даже одного зимнего дня. То, что Министерство энергетики не дает гарантии бесперебойного обеспечения населения энергией в осенне-зимний период, говорит об отсутствии ответственного подхода к решению данной проблемы. А он должен был заключаться в разработке комплекса мер, включая создание запасов природного газа в подземных хранилищах, своевременный завоз необходимого количества качественного угля из соседних республик.

Возрастание же тарифов на энергоресурсы не только приводит к снижению уровня платежеспособности населения и сужению емкости внутреннего рынка, но и к снижению конкурентоспособности экономики страны в целом. Чем дороже энергоресурсы, тем больше затрат на производство, отсюда возникают проблемы со сбытом продукции как на внутреннем рынке, так и при экспортных поставках.

Кроме того, в приоритете конкурентоспособной экономики всегда находится принцип максимального вовлечения трудовых ресурсов в социально-хозяйственную деятельность и гарантия достойной оплаты труда.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.