Как сохранить экологический каркас Самарканда?

На сегодняшний день генеральный план города Самарканда и схема его концептуального развития находится на стадии завершения. Однако остаются вопросы, которые необходимо решить именно сейчас. К ним относятся безудержное срастание города с сельскими населенными пунктами и сохранение экологического каркаса города.

Новые социально-экономические условия в стране способствовали быстрому стихийному росту крупных городов и малых населенных пунктов. В частности, в Самарканде началась перестройка объектов инфраструктуры, что повлекло появление в большом количестве малых предприятий, объектов сферы обслуживания. В свою очередь, это повлекло большие проблемы в историческом центре города, о чем не раз говорилось в средствах массовой информации. В результате силы «притяжения» города резко увеличилась миграция населения из отдаленных районов в близлежащие. В настоящее время городской и междугородный транспорт не может удовлетворять растущие потребности, коммуникационные артерии города переполняются. И эти обстоятельства все сильнее разрушают тысячелетние границы городских и сельских поселений.

Анализ схем районной планировки региона показал, что в пределах города Самарканда сложилась чрезмерная плотность городского и сельского населения (в некоторых районах Зарафшанской долины она достигает до 600 чел. на 1 кв. км.) и застройки высокой хозяйственной освоенности территории. Стихийно появились производственные зоны в западном и юго-западном направлении, что стало барьером для развития города в нужном направлении, улучшения охраны окружающей среды.

Сегодня мы наблюдаем процесс безудержного срастания города с сельскими населенными пунктами, который сопряжен со стихийной раздачей земель под строительство объектов обслуживания, жилых комплексов. С восточной стороны - ургутского направления - Самарканд слился с поселением Сочак и с районным центром Тайляка, в южном и юго-восточном направлении - с центром Самаркандского района Гулобод. С 1920 года территория города увеличилась в десять раз! Кроме того, отчуждение поливных земель в больших масштабах под строительство приводит к резкому их сокращению, обостряя экологическую ситуацию. А ведь для возведения новых поселений было бы правильнее освоение адырных территорий с разработкой комплексных проектов в условиях развития аграрно-промышленных кластеров, созданием малых городов и сельских поселений-саттелитов. Сложившаяся обстановка требует научно-обоснованной качественной комплексной реконструкции городских и сельских поселений на уровне районной планировки.

 

Экологический каркас Самарканда и региона в целом формируют пойма реки Зеравшан, канала Даргом и множество мелких каналов, которые были учтены еще генеральным планом 1981 года. И в нынешнем генплане, согласно разделу «Охрана окружающей среды», это учитывается. Так, были выявлены проблемные экологические зоны города и его окружения, возникшие вследствие своего исторического развития.

Отмечу, что оптимизация жизненной среды человека не может быть ограничена пределами административных границ города. Поэтому проектом предусматривается комплекс мероприятий по улучшению окружающей среды, разработана схема инженерно-экологического зонирования территории. Улучшение окружающей среды агломерации будет проходить за счет создания развитой системы зеленых насаждений, воссоздания природных и исторических парков, широкого обводнения территории путем восстановления исторической ирригационно-арычной системы, сети хаузов и бассейнов, декоративных и природных каналов.

При разработке первого варианта нового генерального плана города предусматривалось развитие города в восточном направлении, Сити должен был размещаться рядом с Чупанатой, которая должна была застраиваться зданиями разной этажности. В процессе обсуждения генерального плана экспертами – градостроителями и экологами - это решение было отклонено, так как в зоне Зеравшанского национального парка и Чупанаты формируются грунтовые воды, близкие к поверхности земли. На этой территории имеется водозабор и около двухсот насосов, которые обеспечивают город чистой питьевой водой. К тому же холм Чупаната с прилегающими территориями, по новой концепции, был введен в охранную зону как историко-культурный коридор.

Однако, в разрез разрабатываемому генеральному плану, у бизнес-структур появилась новая идея - развитие туристического комплекса на территории, прилегающей к гребному каналу. Проектом предусматривается строительство гостиниц, футбольных стадионов, конференц-залов и бассейнов с созданием искусственных островов и многое другое. И это вызывает тревогу.

Дело в том, что освоение может катастрофически сказаться на состоянии питьевой и грунтовых вод, исторически сложившейся фауны и флоры нацпарка, природного ландшафта. С другой стороны, это значит, что вне границ города, будет создан новый градостроительный комплекс, который будет способствовать дальнейшему сращению с сельскими населенными пунктами. Появятся дополнительно объекты обслуживания, транспортные узлы и стоянки для автомашин, что даст толчок новому территориальному развитию города. Достаточно того, что впритык к Зеравшанскому национальному парку в свое время был построен завод «МАН», имеющий тенденцию к расширению, а на территории поселка Фархад, расположенного вблизи Зеравшана, построен цементный завод, который и по закону об охраняемых природных территориях, и по градостроительным нормам должен находиться в 15-20 километрах от жилых образований. Поэтому сейчас, в условиях нового социально-экономического подъема, вопросы охраны природы должны принимать всенародный характер.

Есть ли другие экономически привлекательные предложения по развитию туризма в Самарканде? Есть! В начале 2000 года совместной узбекско-американской компанией «Авиализинг» был разработан проект глобальной логистики «Жемчужина Востока». На тот момент компания собрала высококлассных специалистов различных профилей – авиаторов, экономистов, архитекторов градостроителей, экологов, сотрудников турбизнеса. Также были привлечены эксперты известной британской консалтинговой компании LAW GIBB, имеющей более полутора тысяч сотрудников во всем мире. Проект глобальной логистики «Жемчужина Востока» охватывал четыре основные направления исследования социально-экономического развития города Самарканда, как крупного историко-культурного и туристического центра, транспорта, торговли и, что очень важно, охраны окружающей среды. Девять рабочих групп разрабатывали несколько вариантов развития аэропорта, центра логистики и международного центра туризма.

После длившегося столетиями разрушения естественной природы перед специалистами стояла задача защиты и развитие зеленых массивов и водных поверхностей. Также были определены историко-культурные зоны города и сельских местностей, как основы развития туристической экономики региона. Расположенные по всей территории Самарканда исторические сады, скверы, бульвар, аллеи вместе с крупными парками и лесопарками должны были примыкать к окружающим город обширным лесным и водным массивам, образуя таким образом единую эколого-градостроительную систему. Так намечалось создание зеленых насаждений города и агломерации.

Одним из вопросов глобального проекта являлось возрождение Чупанатинской возвышенности. Идея разработки заключалась в создании туристического центра на сложном северо-западном склоне, остальная территория должна была использоваться как национальный парк и зоопарк, с севера вплотную примыкающие к аквапарку. Планируемый аквапарк площадью 150 га предполагался развивать на пойме реки Зеравшан, которая примыкает к Чупанате с северной стороны семью островами. Здесь раньше находилась производственная свалка промзоны «Фархад». Для поддержания и расширения зеркальной поверхности воды каждые 500 метров должны были устраиваться дамбы. На восстановленных территориях поймы реки планировалось создание международных гольф-клубов. Система зеленых насаждений, учитывая динамическое развитие города, должна была восстановиться на всем протяжении реки Зеравшан, чтобы для возрастающего городского населения всегда можно было обеспечить здоровую среду.

Так, может, сегодня стоит подумать и вернуться к проекту «Жемчужина Востока», выставив вопрос на всенародное обсуждение?

Рахим АВАЗОВ,

кандидат архитектуры.