Как смягчить бремя внешнего долга?

Возросшие объемы внешних заимствований не привели к адекватному улучшению макроэкономических показателей: не удается обуздать инфляцию, не происходит серьезных подвижек с занятостью населения, продолжает нарастать отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. Во многом это связано с тем, что деятельность экономического блока правительства и Центрального банка не носит скоординированный характер, не нацелена на достижение максимальной эффективности инвестиционной деятельности, на законодательной основе не определена их ответственность за низкие результаты работы.

Страны мира в зависимости от географического расположения имеют серьезно отличающиеся природные и энергетические ресурсы, но потенциал трудовых (человеческих) и финансовых ресурсов формируется и реализуется в зависимости от социально-экономического устройства данной страны. В отличие от большинства стран Запада,  Российской Федерации и других, у нашей страны нет проблем с трудовыми ресурсами. Но создать целостную систему подготовки кадров, которая мало-мальски отвечает возрастающим требованиям научно-технического прогресса и способна оперативно реагировать на вызовы, связанные с происходящими в конъюнктуре мирового рынка изменениями, пока не удается. Согласитесь, что без этого вряд ли стоит вести разговор об эффективности внешних заимствований. Может быть, этим и объясняется ситуация, когда, располагая достаточным запасом разнообразных  природных и энергетических ресурсов (золото, медь, вольфрам, уран, мрамор, природный газ, каменный уголь, солнечная энергия и другие), привлекая миллиардные внешние займы, Узбекистану не удается достичь прорывных результатов в деле ускорения экономического развития.

В условиях нарастания внешнего долга вполне естественным является возникновение вопроса, почему именно на новом этапе экономических реформ приходится прибегать к столь масштабным финансовым заимствованиям? Как экономист с полувековым стажем могу сказать, потому что к такому подходу нужно было перейти гораздо раньше,  еще в далеком 2008 году, когда приходилось преодолевать последствия Мирового финансового кризиса. Этого не было сделано и как результат, к началу 2017 года значительная часть проблем и диспропорций не только сохранилась, но и приумножилась. Вдобавок к этому население страны практически удвоилось. Совокупность этих факторов сегодня и вынуждает правительство страны прибегать к привлечению  крупных финансовых ресурсов извне.

Антиподы

С позиции происходящих в стране и мире событий настораживает другое.

Во-первых, долгое время не удается изменить динамику привлечения прямых иностранных инвестиций. Казалось бы, законодательство приведено в соответствие с международными нормами, соблюдение которых делает страну привлекательной для инвесторов. Значит, есть необходимость в дальнейшем совершенствовании мер, направленных на достижение этой цели, в частности касательно демонополизации экономики.

Во-вторых, из экономической теории известно, что государственная и частная собственность являются антиподами. Следовательно, пока не произойдут коренные изменения в процессе разгосударствления банков и производственных объектов стратегического значения, ожидать существенного прироста прямых иностранных инвестиций не приходится, так как их осуществляют частные лица или частные компании.  

Почему это так важно. Дело в том, что иностранный инвестор, наряду с финансовыми ресурсами, привлекает в страну кадры с опытом корпоративного управления, проведения маркетинговых исследований, применения современных технологий. Когда внешние заимствования основаны на кредитах, то приходится довольствоваться внутренними возможностями. В этом и заключается основная причина того, что ряд крупных инвестиционных проектов оказался неэффективным как с точки зрения создания цепочки добавленной стоимости, насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами, улучшения экспортных показателей,  так и создания новых рабочих мест. Об этом Глава государства говорил на одном из недавних видеоселекторных совещаний.

Пока ручное управление преобладает над научно-обоснованными методами, не открыт широкий простор для действия рыночных механизмов,  было бы целесообразным параллельно с  пошаговым сокращением внешних заимствований, перейти к поиску внутренних источников финансирования экономики. Расчеты показывают, что внутренние резервы не только соразмерны объему внешних заимствований, но и намного превышают их, и задача ответственных за эту сферу лиц заключается в том, чтобы добиться их полного выявления и реализации.

Выйти из тени

А теперь о связи между внешним долгом и теневой экономикой. Половина из ежегодно занимаемых внешних займов направляется на покрытие дефицита государственного бюджета. В организованном секторе экономики хотя и занято не более пяти миллионов человек, но их вклад в казну государства в виде подоходного налога составляет более двух миллиардов долларов. А теперь представьте, что приложив определенные усилия, удалось разработать комплекс мер, направленных на кардинальное сужение масштабов теневой экономики. Это позволит увеличить численность официально занятых и довести ее как минимум до десяти миллионов человек. Как результат, даже при сохранении сложившейся средней заработной платы по стране, государство получит дополнительные два миллиарда долларов. А если учесть, что теневая экономика это не только сокрытие заработной платы работников, но и прибыли предприятий, то за счет реализации мер по преодолению теневой экономики можно полностью восполнить дефицит государственного бюджета. 

Не любой ценой

Другим, не менее результативным путем сокращения внешних заимствований является отказ от практики осуществления экспорта любой ценой, без расчета и анализа эффективности этой деятельности. Смею утверждать, что эффект от экспорта овощей в совокупном годовом объеме, равному миллиону тонн, практически нулевой.

Во-первых, это связано с транспортными расходами на огромные расстояния. Во-вторых, между ценами внутреннего рынка и страны-импортера (РФ, Казахстан, соседние республики) разница незначительная. В-третьих, экспорт продуктов первой необходимости, зачастую осуществляемый без насыщения внутреннего рынка, приводит к росту инфляционных процессов. А это не что иное, как дополнительные расходы государства на индексацию заработной платы госслужащих, пенсий, пособий, а также рост затрат на содержание детских садов, больниц, воинских частей. 

Больше свободы

Вот еще несколько предложений, каждое из которых может послужить значительному смягчению долгового бремени страны.

Первое. Преобразование денежных переводов трудовых мигрантов в инвестиционный ресурс путем создания акционерных обществ открытого типа. Результативность этой меры будет возрастать по мере расширения географии миграционных потоков, повышения качества профессионального образования.

Второе. Внесение коренных изменений в отношения, связанные с землепользованием, и преодоление на этой основе ничем не обоснованной диспропорции, состоящей в том, что из-за безостановочного роста цен на продовольствие, население ограничено в создании накоплений.

В большинстве стран мира именно население выступает в роли совокупного инвестора.

Децентрализация управления и предоставление свободы действий фермерским и дехканским хозяйствам по размещению сельскохозяйственных культур даст возможность довести доходы с гектара орошаемых земель с нынешних 1,5 тысячи долларов до 5 и более тысячи долларов.

Третье. Отказ от количественного подхода к созданию малых промышленных и строительных предприятий позволит сконцентрировать производство на средних предприятиях, у которых высокая степень эффективности и управления. Повышение, таким образом, среднего уровня рентабельности до 15-20 процентов за счет выполнения указаний Главы государства по снижению себестоимости и повышению производительности труда, создаст условия для саморазвития десятков тысяч предприятий. 

До тех пор, пока ручное управление преобладает над научно- обоснованными методами, не открыт широкий простор для действия рыночных механизмов, трудно ожидать желаемых показателей эффективности. В этих условиях было бы целесообразным параллельно с пошаговым сокращением внешних заимствований, перейти к поиску внутренних источников финансирования экономики. Расчеты показывают, что внутренние резервы соразмерны объему внешних заимствований и задача ответственных за эту сферу деятельности лиц заключается в том, чтобы добиться их выявления и реализации. 

В качестве заключения хочется отметить, что внешние заимствования должны служить не только формальному ускорению темпов экономического развития и росту экспортного потенциала, а в еще более приоритетном порядке улучшению благосостояния народа, - насыщению внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами, обузданию инфляционных процессов,  максимальной занятости трудоспособного населения. Пока этого нет, стоит ли рисковать национальным богатством ради дополнительного прироста ВВП на 1-1,5 процента?

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.