Как пандемия отразится на экономике страны?

Пандемия коронавируса,  наряду с появлением ряда новых сложных проблем, дает возможность оценить эффективность осуществляемых в Узбекистане социально-экономических преобразований. Давайте попробуем разобраться в масштабах ущерба, который может понести экономика нашей страны, если возникшая внешняя угроза будет иметь неопределённо продолжительный характер.

Особого внимания заслуживает анализ ситуации в инвестиционной деятельности, так как основными поставщиками оборудования, необходимого для создания новых производственных мощностей, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, стали китайские кампании. Нетрудно представить, насколько замедлится рост ВВП страны, если поставка заложенного в инвестиционных проектах оборудования задержится на неопределённое время. Если учесть такой фактор, как сезонность производственного цикла, то экономический ущерб от ряда проектов может принять непредсказуемые масштабы. Как в этом случае быть с уплатой процентов за миллионные зарубежные кредиты, с соблюдением графиком их возврата?

 Складывающая ситуация даёт повод задуматься над изменением подходов к привлечению иностранных инвестиций, перейти на общепринятый в мировой практике принцип «лучше меньше, да лучше». Например, есть ли смысл и дальше продолжать тратить колоссальные средства на строительство новых текстильных комбинатов, когда есть возможность улучшить показатели эффективности за счёт технического перевооружения действующих прядильных, вязальных или красильных производств? Нетрудно догадаться, какие огромные средства будут сэкономлены, если сделать уклон на модернизацию действующих инфраструктурных объектов, на использование кадрового потенциала указанных предприятий.

Не секрет, что основным действующим и потенциальным потребителем продукции агропромышленного комплекса страны является Российская Федерация и другие страны Содружества Независимых Государств. Так почему бы по-новому не взглянуть на их промышленный потенциал, ведь оборудование, полученное из этих стран 30-40 лет назад, до сих пор служит основой экспортного потенциала Узбекистана?

Экономика Узбекистана также, как и других стран мира, зависит от ситуации на международных рынках энергоносителей. Их экспорт занимает особое место во внешнеторговом обороте страны. Исходя из этого снижение мировых цен на нефть окажет отрицательное воздействие в двух направлениях:

во-первых, произойдёт значительное сокращение валютных поступлений от экспорта природного газа в КНР, ведь тарифы формируются в прямой зависимости от котировок цен на нефть;  

во-вторых, ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации, экономика которой находится в сильной зависимости от экспорта энергоносителей, приведёт к резкому сокращению денежных переводов, которые осуществляют наши соотечественники, находясь там в трудовой миграции.

Тогда какой смысл бросаться из одной крайности в другую, подвергать дополнительному риску национальную экономику, которая и без того окутана клубком сложнейших диспропорций и противоречий, распылять экспортный потенциал по 80 странам мира, пренебрегать маркетинговыми исследованиями? Не в этом ли одна из причин нарастания отрицательного сальдо во внешней торговле.

 Расчёты показывают, что для достижения шести процентного  прироста ВВП нет необходимости наращивать инвестиции и дальше. Достаточно повысить эффективность инвестиционной деятельности, ограничиться привлечением прямых иностранных инвестиций в пределах 2-2,5 миллиарда долларов США, по-новому взглянуть на существующие в этом деле преграды, сделать выводы относительно допущенных ошибок.

Мировая экономика стоит на пороге более серьёзного глобального финансово-экономического кризиса, чем был кризис, разразившийся в 2008 году. Это подтверждается  обвалом котировок ценных бумаг буквально на всех фондовых биржах мира, который не наблюдался два десятка лет. Разработанная в своё время в Узбекистане Антикризисная программа мер не смогла послужить стабилизации экономики, так как при её разработке  был допущен поспешный и поверхностный подход с преобладанием административных рычагов управления. Изменятся ли подходы к преодолению отрицательных последствий пандемии коронавируса в нынешних условиях, ведь конъюнктура мирового рынка и нынешнее финансовое положение страны сложнее, чем было  двенадцать лет назад? Ответ на этот вопрос хотелось бы получить в ближайшее время…

Ильхом ВАФАЕВ.