Как организуют исполнение Закона «О конфликте интересов»

Принято Постановление Президента от 05.06.2024 г. № ПП-210 «О мерах по эффективной организации исполнения Закона Республики Узбекистан «О конфликте интересов».

Документом утвержден состав Республиканской межведомственной комиссии по координации реализации Закона «О конфликте интересов». В ее основные задачи входят:

анализ возможностей внедрения механизмов выявления конфликта интересов в государственных органах и организациях;

изучение ситуаций, вызывающих конфликт интересов в государственных органах и организациях и формирование единой практики принятия правовых мер по их устранению;

принятие мер по координации деятельности и развитию сотрудничества госорганов, осуществляющих антикоррупционную деятельность, для выявления и устранения случаев конфликта интересов;

организация разработки и реализации мероприятий по повышению правовой культуры для предотвращения и устранения конфликтов интересов в обществе.

 Соответствующим министерствам поручено до конца 2024 года запустить электронный модуль на электронной платформе «E-anticor.uz», позволяющий выявлять ситуации, связанные с конфликтом интересов.

Для обеспечения участия общественности в разрешении ситуаций, связанных с конфликтом интересов предусмотрено:

лицам, активно содействовавшим выявлению случаев конфликта интересов в деятельности работников государственных органов и организаций, выплачивается денежное вознаграждение в размере 50 % от суммы наложенного штрафа;

информирование общественности о случаях возникновения конфликтов интересов в госорганах и организациях, их устранении, а также мерах, принимаемых по предотвращению таких случаев.

Документом также утверждена «дорожная карта» работ в рамках реализации Закона РУз «О конфликте интересов».

Отметим, что Закон распространяется на государственные органы, учреждения, унитарные предприятия, целевые фонда и акционерные общества с долей государства в их уставном капитале в 50% и более.

Конфликтом интересов считается ситуация, в которой прямая или косвенная личная заинтересованность может повлиять на исполнение должностных или служебных обязанностей, или при которой возникает (может возникнуть) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства. При этом к близким родственникам относятся: родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов. Под личной заинтересованностью понимается личная выгода или преимущество, которую может получить госслужащий или связанные с ним лица, в результате принятия им решения или иного участия в этом процессе.

Связанными лицами являются близкие родственники чиновника или юрлицо, акциями или долями уставного фонда которого владеют госслужащий или его близкие родственники либо выступают его руководителями или членами органа управления.

В случае возникновения конфликта интересов госслужащие должны уведомлять своего руководителя или специальное подразделение до принятия решения, а также не принуждать подчиненных к действиям или бездействию прямо или косвенно преследующих личные интересы.

В свою очередь, связанные лица чиновника обязуются заполнять декларацию о потенциальном конфликте интересов в электронной или письменной форме, не внося в нее заведомо ложных и недостоверных сведений.

Согласно новому Закону, госслужащим запрещается:

  • работать по совместительству в организациях, одна из которых подчинена или подконтрольна другой;
  • быть учредителем коммерческих организаций, за исключением случаев владения до 10% свободно обращающихся акций;
  • владеть акциями или долями в уставном фонде компании, находящейся под контролем государственного органа, где он осуществляет трудовую деятельность, а также быть членом органа управления;
  • участвовать в качестве представителя в рассмотрении дел, касающихся его или связанных с ним лиц, в госорганах, где он осуществляет трудовую деятельность;
  • участвовать в покупке или получении в аренду имущества организации, где он сам осуществляет трудовую деятельность;
  • принимать в течение двух лет на работу организациями или их структурными подразделениями, над которыми он прямо или косвенно осуществлял контроль в последнем месте работы.

В документе обозначается перечень мер, которые возможно предпринять для урегулирования конфликта интересов. В зависимости от конкретного случая это может быть:

  • перевод сотрудника госоргана или организации к руководителю, с которым отсутствует конфликт интересов;
  • добровольный самоотвод либо принудительное отстранение сотрудника из коллегиального органа;
  • пересмотр круга должностных обязанностей или служебных полномочий сотрудника;
  • установление ограничения на использование информации или документов, которые могут вызвать конфликт интересов;
  • коллегиальный контроль за принятием сотрудником решений;
  • представление сотруднику предложений об устранении личной заинтересованности;
  • отказ сотрудником от личной заинтересованности, противоречащих интересам места его (ее) работы;
  • в случае невозможности принятия других мер - перевод сотрудника на другую должность, равнозначную предыдущей, либо расторжение трудового договора.