Как организуют исполнение Закона «О конфликте интересов»
Принято Постановление Президента от 05.06.2024 г. № ПП-210 «О мерах по эффективной организации исполнения Закона Республики Узбекистан «О конфликте интересов».
Документом утвержден состав Республиканской межведомственной комиссии по координации реализации Закона «О конфликте интересов». В ее основные задачи входят:
анализ возможностей внедрения механизмов выявления конфликта интересов в государственных органах и организациях;
изучение ситуаций, вызывающих конфликт интересов в государственных органах и организациях и формирование единой практики принятия правовых мер по их устранению;
принятие мер по координации деятельности и развитию сотрудничества госорганов, осуществляющих антикоррупционную деятельность, для выявления и устранения случаев конфликта интересов;
организация разработки и реализации мероприятий по повышению правовой культуры для предотвращения и устранения конфликтов интересов в обществе.
Соответствующим министерствам поручено до конца 2024 года запустить электронный модуль на электронной платформе «E-anticor.uz», позволяющий выявлять ситуации, связанные с конфликтом интересов.
Для обеспечения участия общественности в разрешении ситуаций, связанных с конфликтом интересов предусмотрено:
лицам, активно содействовавшим выявлению случаев конфликта интересов в деятельности работников государственных органов и организаций, выплачивается денежное вознаграждение в размере 50 % от суммы наложенного штрафа;
информирование общественности о случаях возникновения конфликтов интересов в госорганах и организациях, их устранении, а также мерах, принимаемых по предотвращению таких случаев.
Документом также утверждена «дорожная карта» работ в рамках реализации Закона РУз «О конфликте интересов».
Отметим, что Закон распространяется на государственные органы, учреждения, унитарные предприятия, целевые фонда и акционерные общества с долей государства в их уставном капитале в 50% и более.
Конфликтом интересов считается ситуация, в которой прямая или косвенная личная заинтересованность может повлиять на исполнение должностных или служебных обязанностей, или при которой возникает (может возникнуть) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства. При этом к близким родственникам относятся: родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов. Под личной заинтересованностью понимается личная выгода или преимущество, которую может получить госслужащий или связанные с ним лица, в результате принятия им решения или иного участия в этом процессе.
Связанными лицами являются близкие родственники чиновника или юрлицо, акциями или долями уставного фонда которого владеют госслужащий или его близкие родственники либо выступают его руководителями или членами органа управления.
В случае возникновения конфликта интересов госслужащие должны уведомлять своего руководителя или специальное подразделение до принятия решения, а также не принуждать подчиненных к действиям или бездействию прямо или косвенно преследующих личные интересы.
В свою очередь, связанные лица чиновника обязуются заполнять декларацию о потенциальном конфликте интересов в электронной или письменной форме, не внося в нее заведомо ложных и недостоверных сведений.
Согласно новому Закону, госслужащим запрещается:
- работать по совместительству в организациях, одна из которых подчинена или подконтрольна другой;
- быть учредителем коммерческих организаций, за исключением случаев владения до 10% свободно обращающихся акций;
- владеть акциями или долями в уставном фонде компании, находящейся под контролем государственного органа, где он осуществляет трудовую деятельность, а также быть членом органа управления;
- участвовать в качестве представителя в рассмотрении дел, касающихся его или связанных с ним лиц, в госорганах, где он осуществляет трудовую деятельность;
- участвовать в покупке или получении в аренду имущества организации, где он сам осуществляет трудовую деятельность;
- принимать в течение двух лет на работу организациями или их структурными подразделениями, над которыми он прямо или косвенно осуществлял контроль в последнем месте работы.
В документе обозначается перечень мер, которые возможно предпринять для урегулирования конфликта интересов. В зависимости от конкретного случая это может быть:
- перевод сотрудника госоргана или организации к руководителю, с которым отсутствует конфликт интересов;
- добровольный самоотвод либо принудительное отстранение сотрудника из коллегиального органа;
- пересмотр круга должностных обязанностей или служебных полномочий сотрудника;
- установление ограничения на использование информации или документов, которые могут вызвать конфликт интересов;
- коллегиальный контроль за принятием сотрудником решений;
- представление сотруднику предложений об устранении личной заинтересованности;
- отказ сотрудником от личной заинтересованности, противоречащих интересам места его (ее) работы;
- в случае невозможности принятия других мер - перевод сотрудника на другую должность, равнозначную предыдущей, либо расторжение трудового договора.