Как медики борются с COVID-19?

Коронавирус в очередной раз показал, как важна профессия врача. В это непростое время они, рискуя жизнью, борются с инфекцией. За верность долгу и проявленный профессионализм, самоотверженность в борьбе с пандемией коронавируса Указом Президента Республики Узбекистан 13 соотечественников из нашей области, восемь из которых - медицинские сотрудники областной инфекционной больницы - были награждены орденами и медалями. Мы пообщались с награжденными и спросили о том, с какими сложностями им приходится сталкиваться.
Каюм ХОЛИКОВ в 2010 году был назначен главным инфекционистом-реаниматологом областной инфекционной больницы. С 2014 заведующий реанимационным отделением. Награжден медалью "Соглом турмуш".
- Сегодня медицинское сообщество как никогда объединилось для борьбы с коронавирусом, - говорит К. Холиков. - Я, как и многие мои коллеги, начиная с марта нахожусь в эпицентре, и в это непростое время продолжаю лечить больных. Для меня очень важно качественно выполнять свои обязанности. Нагрузки серьезные, но ведь ситуация может выйти из-под контроля, поэтому такие меры оправданны.
Мы хотим вылечить наших пациентов и не допустить широкого распространения инфекции.
Многие наши граждане, несмотря на строгие ограничительные меры, продолжают пренебрегать карантинными правилами, это, в свою очередь, приводит к росту числа заболевших. Чтобы прекратить распространение коронавируса и дать врачам шанс справиться с огромным наплывом пациентов, следует соблюдать меры самоизоляции. И, конечно, не забывать о правилах гигиены. Только так мы справимся с проблемой, нависшей над нами.
Зебинисо ХАМРАЕВА, медсестра реанимационного отделения областной инфекционной больницы с 30-летним стажем работы. Награждена орденом "Саломатлик II степени".
- 19 марта я вышла в ночную смену, - рассказывает она. - Конечно, как и у многих моих коллег, у меня был страх, ощущение неизвестности и растерянности. Перед выходом я даже попросила мужа быть внимательным к моему младшему сыну. Мне, как опытной медсестре, доверили первую группу пациентов из 12 человек. Поначалу был страх, ведь мы практически ничего не знали о заболевании и не были готовы к эпидемии. Даже пациенты относились к ситуации с непониманием и пытались побыстрее "сбежать", мешая инфекционистам работать. Некоторые пациенты изо дня в день задавали одни и те же вопросы "почему я здесь", "почему вы меня не отпускаете", не понимая всю серьезность ситуации. Мы старались не нагнетать панику, а объяснить важность выздоровления. В больнице нужно терпение - и со стороны персонала, и со стороны пациентов.
Мне повезло, что я долгие годы работала в реанимационном отделении и знаю, как использовать аппаратуру для озоновой и кислородной терапии и прочую терапевтическую дыхательную аппаратуру для оказания помощи пациентам. Медсёстрам, не владеющим знаниями, врачи объясняли, как использовать ту или иную медтехнику. Обстановка в те дни была несложной, пациентов было мало, но полученный опыт - самое ценное, что я приобрела.
Дурдона ГАФФАРОВА с 2006 года работает медсестрой в областной инфекционной больнице. Награждена медалью "Шухрат".
- В середине апреля я приступила к смене, - говорит Д. Гафарова. - Семья очень переживала, что я вышла на работу и рискую, но я их успокаивала. Особенно расстроилась моя 10-летняя дочь, но я объяснила, что люди ждут помощи. Она поняла, но ее ожидание затянулось, ведь после смены нас поместили на карантин еще на две недели. Самое сложное лично для меня было находиться 12 часов в боевом строю. Всю работу мы выполняли и выполняем в спецодежде. Знал бы каждый больной, как она ощущается на плечах человека. Для входа в помещение с инфицированными пациентами работники больницы надевают хирургический комбинезон, защитный костюм поверх, респиратор или маску в десять слоёв, две пары перчаток, резиновую обувь и бахилы. Такое снаряжение прилично весит. В нём бывает тесно, жарко, душно. Порой не хватает и воздуха, особенно в нашу жару. В карантинной зоне нельзя снимать ничего из вышеперечисленного. А это значит, нельзя пить, есть, сходить в туалет, а в какой-то момент становится почти невозможно дышать.
У меня была самая сложная смена - большей частью пожилые люди из дома "Саховат". Каждому из них требовался особый уход...
Давронбек ЖУМАНИЯЗОВ, начальник Самаркандского областного управления здравоохранения был удостоен ордена "Саломатлик I степени":
- Сегодня все силы медиков направлены на борьбу с эпидемиологической ситуацией в регионе. Что касается недовольства жителей по поводу нехватки мест в больницах, могу сказать, задействовано 11 больниц областного уровня на 1 800 мест. Помимо этого, по области подготовлено 10 500, а в городе Самарканде 5 560 резервных мест. Кроме этого, ведется подготовка к "худшему сценарию" развития событий и формируется резерв на 8 000 койко-мест.
В лечении задействованы 291 врач анестезиолог-реаниматолог, 115 инфекционистов, 165 врачей-лаборантов, 17 врачей-эпидемиологов. Все они прошли 144-часовое обучение в онлайн-формате при участии профессоров и преподавателей Самаркандского государственного мединститута.
Для быстрого реагирования на вызовы жителей с начала карантина за счет средств местного бюджета мы приобрели 50 автомобилей (40 Damas и 10 УАЗ), всего в регионе имеется 280 машин скорой помощи. На днях областной хокимият закупил еще 39 "дамасов".
Что касается медоборудования, можно отметить, что большая часть из 34 портативных цифровых рентген-аппаратов направлена на обследование пациентов с коронавирусом. В Республике Корея хокимият закупил еще два портативных рентгена по 538 млн. сумов, планируется приобрести еще два таких аппарата.
В борьбе с коронавирусом медицинские сотрудники, рискуя собственной жизнью, делают все возможное, чтобы помочь каждому больному и сохранить им жизнь.
Беседовала Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.