Журналисты и блогеры: на одном медиапространстве
Сетевое пространство породило такую важную форму медиа, как блоги, которые трудно отличить от традиционных СМИ. Так в чём разница и удовлетворительна ли их работа сегодня?
Тошпулат Рахматуллаев, независимый журналист, блогер, председатель махалли «Богимайдон».
- Я считаю, что журналист - это человек работающий в средствах массовой информации, действующий на основе законов, направленных на защиту их самих и общества. А блогеры это те, кто ведёт свой блог в социальный сетях, своего рода дневник, только не в бумажном виде, а в виртуальном.
СМИ, как правило, делают акцент на привлечение наибольшего количества читателей, для которых публикуют свежие новости. А у блогера нет определенной цели, чаще всего он просто высказывает свое мнение по поводу того или иного вопроса, не редко понятного только ему самому. Однако некоторые блогеры уделяют особое внимание наиболее важным вопросам общества. Блогу свойственна эксклюзивность, так часто автор публикует оперативную информацию, полученную из первых рук.
Но, к сожалению, есть и такие которые до конца не понимают суть деятельности блогеров. Истолковав её неправильно, ведут блоги забыв ответственность, думают, что всё безнаказанно, не в поле законов. Часто нарушают простую человеческую этику, уже не говоря о базовых знаниях Закона о СМИ. Да, они не являются официальными СМИ, но раз пишут открыто, высказывают своё субъективное мнение, излагают факты, то значит должны учитывать некоторые правила и не нарушать законы этики, особенно в отношении личности.
К тому же в последнее время мы слышим, что уже ведутся судебные дела против блогеров, в том числе и за оскорбление чести и достоинства. Это демонстрирует, что за оскорбительный публичный контент ответственны не только традиционные СМИ, но также блоги и все виды онлайн-публикаций.
Думаю, со временем всё будет направлено в правильное русло, потому что сейчас многое зависит от общества. Современные пользователи социальных сетей делают свой выбор. Ведь даже журналисты начинающие, бывает, нарушают какие-то нормы, но со временем всё приходит в норму.
Если взять в целом, блогеры и официальные СМИ несут много пользы для государства и общества, это давно установленный факт.
Рохила Очилова, главный специалист областного управления информации и массовых коммуникаций.
- Блогером может стать каждый. Мы все можем вести свой блог в качестве хобби, рассказывать о своих, например, кулинарных умениях, путешествиях и т.д. В отличие от журналистов, блогеры не чувствуют ответственности. Потому что, журналист исполняет задания редакции, публикует только проверенную, достоверную информацию. Да это может быть не так оперативно, но взвешенно.
В Самарканде сейчас действует более 20 активных блогеров. Они участвуют на официальных мероприятиях, встречах. Особенно активны в общественном контроле. Выставляют посты о недостатках в городе, районе. Проблема решается, а это удобно как ответственным организациям, так и обществу.
Журналистов в Самарканде насчитывается более 200. Про их достижения или уровень, думаю, очередной раз упоминать не стоит. Потому что Самаркандскими журналистами издавна создана своя школа, журналистика здесь имеет своё отдельное место.
Если говорить о пресс-службах, сейчас у нас работает почти 80 сотрудников пресс-служб. За три года их деятельности они ежегодно занимают первые места в республике. А это не просто. Напомню, эффективность их деятельности оценивается каждые полгода.
Со своей стороны руководителям пресс-служб мы рекомендуем не скрывать информацию, даже негативную. Да, они должны сохранять положительный имидж своей организации, но оценка должна быть объективной.
Также отмечу, что у нас хорошо поставлено сотрудничество. Даже если в ходе деятельности возникает спор, вне работы они остаются коллегами, партнёрами. Часто встречаются и в неофициальной обстановке обсуждают проблемы, какие-либо недоговорённости. Вспомним вопрос благоустройства Университетского бульвара. СМИ и блогеры объединившись в одно целое, добились того, что в ходе благоустроительных работ не было задето ни одно дерево. Сплочённость показала результаты.
Я считаю, что именно поэтому Самаркандские журналисты, блогеры и сотрудники пресс-служб всегда на первом месте.
Умида Холбекова, преподаватель Самаркандского государственного института иностранных языков, переводчик, пресс-секретарь областного управления туризма и культурного наследия.
- Несмотря на то, что и блогер и журналист ведут свою деятельность в одном медиапространстве, всё же между ними есть существенные отличия. У них разные роли, позиции и степень ответственности.
Блогинг в отличие от журналистики - не профессия. Как правило, основной источник дохода блогера не его публикации, а бизнес. Главная особенность блога заключается в том, что создавать и размещать тексты в них может любой желающий, имеющий выход в интернет. Ведь для этого ненужно иметь какого-либо определенного образования. У многих блогов есть свой круг читателей. Авторы веблогов пишут о том, что с ними происходит, высказывают свое мнение по поводу тех или иных политических, культурных, экономических событий.
На данном этапе наблюдается некая конкурентная борьба между интернет-СМИ и блогами, хотя те и другие занимают разные ниши в электронном пространстве. Но нередко их пути пересекаются. Также медиа иногда используют блоги в качестве источников информации. Встречаются случаи, когда пользователи первыми рассказывают о событиях в своих дневниках. Блоги сегодня становятся альтернативой традиционным СМИ, зачастую сообщая информацию, которую трудно найти у обычных журналистов. Однако можно и иначе определить понятие «блог»: площадка, делающая возможным доступ к «неквалифицированной» информации.
Журналист - объективно освещает событие, а вывод уже делает сам читатель (зритель или слушатель). Блогер же в материале доносит свою точку зрения, остаётся только её принять. Профессиональные журналисты, как правило, более аккуратны в своей работе, так как являются лицом редакции, и несут ответственность за каждое слово.
Ясно одно – сегодняшние СМИ очень сильно отличаются от тех, что были 5-6 лет назад. И в этом равная заслуга, как журналистов, так и блогеров. Именно они сегодня влияют на складывание правил информационного пространства, в том числе межнациональных и межкультурных отношений. Тренды этих отношений формируются прежде всего в сфере информации и сетевом пространстве.
Гофуржон Бобобеков, специалист областного управления Союза молодёжи по воспитанию молодежи в военно-патриотическом духе и повышению их правовой грамотности.
- У официальных средств массовой информации деятельность систематизирована, существуют определённые правила, законы. К тому же многие журналисты имеют какую-либо узкую направленность, скажем, спортивный или экономический обозреватель. А так как блогеры не ограничены правилами, они имеют возможность свободно высказывать своё видение какой-либо ситуации в социальных сетях, выражать своё мнение.
Если говорить о плюсах, то у блогеров преимущественна оперативность. А у официальных СМИ – объективность, достоверность.
Кроме того, отличие блога от СМИ касается в основном точного источника информации. Если в СМИ внимание уделяется достоверности, то блог не контролируем. Согласитесь, не все блогеры проверяют факты, которые озвучивают. Большинство владельцев «живых журналов» просто пишут о том, что их волнует, не задумываясь что их публикации могут стать для кого-то источником информации, иногда - ложным, недостоверным.
Но так или иначе блогосфера стремительно набирает вес, в том числе и как источник информации для традиционных СМИ, которые всё чаще ссылаются на блоги. Однако ни для кого не секрет, что блогеры иногда намеренно искажают информацию и даже полностью фальсифицируют. Поскольку обязать блогеров, ведущих свой личный дневник, соблюдать закон о СМИ невозможно, это и порождает мысли о том, а не стоит ли ввести обязательную регистрацию блогов как средств массовой информации (во всяком случае тех, чья аудитория значительная).
Но при этом выдвигаются довольно абсурдные причины необходимости такой регистрации, вроде тех, что требования к информации, публикуемой в СМИ, гораздо более жёсткие, чем к личным (хоть и публичным) высказываниям физического лица, не являющегося средством массовой информации.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.