Жизнь, достойная подражания

Памяти моих драгоценных родителей

Абдусалома Фаттаевича и Гульсары Рауповны Саиджановых…

Светлая память моих дорогих родителей освещает мою жизнь по сей день. Проживая со своей семьёй в отчем доме, я ни на одно мгновенье не чувствую их отсутствия.

Вот уже 17 лет нет отца и почти столько же мамы. Но каждое мгновение своей жизни я чувствую их тепло, пристальный взгляд, добрую и нежную родительскую любовь к себе и детям. Настойчивость, прямолинейность и бесстрашие отца даёт мне силы бороться и трудиться. Нежность матери, её предприимчивость, умение творить, любовь к семье и бесконечная сила воли течет в крови всех нас – их дочерей Саиджановых: Лолы, Наргис, Нигоры, Шахло и Лайло.

Абдусалом Саиджанов родился 28 марта 1937 года в посёлке Мотрид Самаркандского района в семье рабочего. Дедушка Абдуфатто Саидович был из махалли Кози Абдурасул г. Самарканда. Во время Октябрьской революции 1917 года активно участвовал в революционном движении большевиков, после чего работал членом Народного контроля горисполкома, в сельхозфабрике, до конца 50-х годов возглавлял махаллинский комитет, был работником благоустройства на Регистане до выхода на пенсию. Бабушка, Муаззам Тошпулатова, всю свою жизнь пекла лепешки и воспитывала детей.

Отец с молодости имел лидерские качества, которые вместе с организаторскими способностями оставались при нём до конца его бурной и плодотворной жизни. В 1955 году отец с отличием окончил школу № 27 в поселке Мотрид. В той же школе, только классом ниже, училась мама - Гульсара Ганниева (девичья фамилия) – тоже отличница и активистка, которую после окончания 9-го класса отправили в Финляндию (Хельсинки) для участия в слете пионеров. После окончания школы мама поступила в Самаркандский медицинский институт, а позже, после замужества, перевелась в мединститут в городе Душанбе. Всю свою жизнь работала врачом-окулистом, микрохирургом, председателем областного глазного ВТЭК г. Самарканда. Большая любовь соединила моих родителей, которые создав образцовую семью, прожили счастливую жизнь и умерли в один год – в 2004-ом.

В 1956-1961 годы отец учился в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта. По распределению был направлен на работу в Таджикистан. Здесь он два года проработал в Душанбинском строительном управлении «Нуректожикгидрострой» мастером строительного участка. С 1962 по 1968 годы Абдусалом Саиджанов работал инструктором отдела промышленных комсомольских организаций, завотделом промышленности и транспорта редакции газеты «Совет Тожикистони», старшим инженером производственно-распорядительного управления минстроя Таджикской ССР…

А. Ф. Саиджанов неустанно трудился, строил Нурекскую ГЭС, города Душанб, Пенджикент, Маргидар, вёл большую идеологическую работу среди молодёжи. За период работы в республике Таджикистан неоднократно был награждён. Где бы ни трудился наш отец, везде его отличали особая ответственность к делу и принципиальность.

В 1968 году он возвращается в Самарканд и устраивается в Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт на должность доцента кафедры строительных конструкций. Но его опыт и знания были нужны в строящемся городе, и в 1970 году он вновь главный инженер СМУ-4 Стройтреста 150, а потом переведен на партийную работу там же.

В 1972 году Саиджанов возвращается в СамГАСИ, работая сначала заведующим кафедрой, а потом заместителем декана строительного факультета СамГАСИ. Окончив аспирантуру при Киевском инженерно-строительном институте, в1980 году он получает ученую степень кандидата технических наук. В 1984 году переведён на должность заведующего кафедрой архитектуры СХС. В 1994 году переведён на должность профессора кафедры, откуда в 1987 году вышел на пенсию.

Во время работы в СамГАСИ, наряду с вопросами усовершенствования учебного процесса, воспитания молодёжи, непрерывно занимался научными исследованиями, создавал новые эффективные строительные материалы, пригодных в эксплуатации в Средней Азии и Казахстане.

Член Союза журналистов СССР, Союза писателей Узбекистана, кандидат технических наук, профессор А. Ф. Саиджанов являлся автором около 100 научных работ, обладателем десятка авторских свидетельств на изобретение и многих рационализаторских предложений, внедрённых на производство. Предложенные А. Ф. Саиджановым гидроизоляционные составы, герметизирующие мастики для безрулонной гидроизоляции и кровель в течение многих десятков лет используются в строительстве.

Великий труженик и большой патриот нашей Родины А. Ф. Саиджанов неоднократно был награжден почетными грамотами МинВУЗа Peспублики Самаркандского Облсовпрофа, знаками «Изобретатель СССР», «Отличника Высшей школы», медалями «Ветеран труда». Инженерная академия присудила ему почётное звание «Заслуженного строителя Узбекистана».

«Вчера, сегодня и завтра»

Наш любимый отец сыграл огромную роль в градостроительстве нашего неповторимого города Самарканда. В беседах о духовном наследии и архитектурном облике замечательного города, где мы живём, он часто высказывал нестандартные суждения, отличные от официально принятого в те годы мнения. Хочу вспомнить беседу ныне покойного корреспондента газеты «Ленинский путь» Огальцова с великим патриотом своей Родины, опубликованную и 1993 году, которая называется «Вчера, сегодня и завтра».

«Я патриот Самарканда, – говорил А. Саиджанов, – никогда не соглашусь с той оценкой в большинстве справочников, путеводителей, различных литературных источников, которую ему давали как второму по значению городу Узбекистана. Может быть, по экономическому потенциалу он и уступает столице, но в плане духовном, архитектурно-историческом он может поспорить с древними городами планеты. Самарканд является признанным во всем мире как один из уникальнейших культурных центров не только Центральной Азии, но и всего Мусульманского Востока».

Хороший знаток истории А. Ф. Саиджанов говорил, что с Самаркандом связаны жизнь и творчество наших великих мыслителей, просветителей и полководцев, таких как Абу Абдулло, Омар Хайам, Кози Заде Руми, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Давлят Шах Самарканда, Арузи Самарканди и других. Мусульмане же чтят землю Самарканда потому, что в нашем городе покоится прах многих мусульманских святых.

Но за века город меняет свой облик и не всегда в лучшую сторону. Так, безжалостным образом в советское время были снесены отличающиеся своеобразием дома с уютными двориками, целые кварталы с уникальными улочками и сложившимися ещё в середине прошлого века комплексами общественно-культурных зданий: чайханы, хаусы, махаллинские мечети с ритуальными помещениями. «Для того чтобы удостовериться в этом, достаточно взглянуть, что получилось после тогдашней реконструкции площади Регистан, - писал А. Саиджанов. - Например, на месте снесённой восточной бани «Бозори Сандук», являющейся частью ансамбля памятников средневековья, возникло безликое здание ресторана «Юбилейный. Не соответствуют историческому стилю и выходы на площадь старинных улиц. Не вписываются сюда и пятиэтажные жилые дома. Попытку оптимального решения этой задачи можно усмотреть лишь в здании музея с другого конца улицы Ташкентской. А вот пространство вокруг великолепной соборной мечети Биби-Ханым, бывшей в своё время крупнейшей на мусульманском Востоке, загромождено множеством маленьких магазинчиков. Но ведь при проектировании предполагалось, что улица эта станет местом прогулок и отдыха горожан и туристов, а никак не коммерции».

Далее Саиджанов размышлял: «При реконструкции площадь потеряла уникальный парк Чорбог с уникальными редкими деревьями – памятниками. Взамен его в начале семидесятых годов за тыловым фасадом медресе Улугбека был разбит «Сад поэтов», до сих пор не отвечающий своему назначению и требованиям, предъявленным к садово-парковым объектам. Единственно, что можно здесь приветствовать – это появление возникшей позже бронзовой композиции, состоящей из четырёх скульптур парных поэтов сказителей. Большевики приписывали религии отрицательное воздействие, игнорируя тот факт, что она представляет и явления многовековой культуры народов. Причём во многих местах различные религии мирно сосуществовали столетиями. Например, до революции было около 7 православных храмов, около 30 общегородских и более 100 махаллинских мечетей, культовые сооружения других конфессий. Однако борьба с религией трагично повлияла па судьбу нескольких десятков старогородских мечетей. Полностью были уничтожены мечети и жилые дома гузара «Хаузи Сангин», остались развалины oт мечетей гузаров «Эски Каландархона», «Лугахона кургонча», «Аллофий», «Зингарон», «Кулолон», «Кози Абдурасул», «Кук мечеть», «Махдуми Xopезми».

Закон об охране архитектурных памятников в последние годы работал далеко не в полную силу, писал Саиджанов, борясь в 1990 годы вместе со своими друзьями-единомышленниками и учениками за сохранение памятников старины. И как он был бы доволен реконструкцией площади Регистан, за которую отец сильно всегда переживал.

Пусть будет пухом земля, где покоятся мои дорогие родители Саиджановы...

Лола САИДЖАНОВА,

Шероз БАКИЕВ.