Жизнь без барьеров

ЮНИСЕФ и Международный общественный фонд ZAMIN запустил кампанию «Барьеры» в Самарканде. В рамках данной кампании в Самарканде прошел семинар-тренинг, посвященный проблемам дискриминации людей с инвалидностью, невосприятию общества и инклюзивному образованию.

На тренинг для журналистов были приглашены и люди с инвалидностью, а также их семьи, которые рассказали о своих повседневных, проблемах, с которыми они вынуждены сталкиваться, и равнодушии чиновников.

- На протяжении 15 лет я занимаюсь воспитанием внучки, врачи поставили ей диагноз ДЦП, - говорит Саломат Ашурова. – Все эти годы я испытываю на себе все тяготы воспитания особенного ребенка. Сейчас девочка учится в школе №13 г. Самарканда, которая считается в городе инклюзивной. Но ни учителя, ни родители, ни ученики не знают, как нужно общаться с такими детьми. Родители могут настроить своих детей против ребенка с особенностями. В стенах инклюзивной школы ребенок становится объектом стигмы. Но самое печальное то, что ты не знаешь, куда обратиться с болью. Есть законы по защите прав людей с инвалидностью, но нет системности. Мы не знаем, кто и за что отвечает. Куда обращаться: к директору школы, в правоохранительные органы? Ни те, ни другие не могут повлиять на ситуацию в корне.

Другие приглашенные родители поделились своими переживаниями.

- Мы тоже воспитываем ребенка с инвалидностью и очень переживаем за его будущее, - говорят муж с женой из Тайлякского района (собеседники пожелали не раскрывать личность). – Мы всегда и везде говорим о равных правах и возможностях, но фактически их нет. Приведу пример. Наш сын учится в Гулабадском профессиональном колледже. Данный колледж для людей с инвалидностью, находится не в городе, а в труднодоступном селе Самаркандского района. Добраться туда человеку со сложностями в передвижении непросто. Но есть еще одна беда, что делать ребенку, когда он окончит этот колледж? Мы уверены, что он столкнется со сложностями трудоустройства. Сейчас есть мы, родители, готовые его поддержать, что будет потом, когда нас не станет? Живя в реалиях повседневной жизни, мы понимаем, что он не получит никакой поддержки. Мы очень обеспокоены его будущем…

На семинаре-тренинге была приведена статистика: в нашей области проживает свыше 87 тысяч людей с инвалидностью, около 15 тысяч из них – это дети до 16 лет. В области действуют семь школ-интернатов, в которых воспитываются 3 496 учеников, 1 661 школьник получает образование дома, 12 детей проходят инклюзивное обучение. Кроме этого, в области насчитывается четыре специализированных дошкольных учреждения, которые посещают 303 дошколят, 174 из них имеют инвалидность.

В завершение встречи  прошел семинар для местных СМИ. Обсуждалась роль СМИ в создании инклюзивных сообществ и формировании позитивного восприятия в отношении детей с инвалидностью, а также в искоренении дискриминационной практики и стереотипов в их отношении.

Узбекистан достиг таких важных вех, как недавняя ратификация Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью. Однако многое еще предстоит сделать. Кампания "Барьеры" направлена на то, чтобы подчеркнуть принципы Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах лиц с инвалидностью.

- Мы хотим достичь того, чтобы детей с инвалидностью прекращали помещать в интернатные учреждения (институционализация) по признаку инвалидности, - говорит глава представительства UNICEF Мунир Мамедзаде. - Запуск кампании в регионах страны содействует обсуждению прав детей, призывая сообщества положить конец всем формам стигматизации и дискриминации. Также в рамках кампании по всему Узбекистану проходит премьера социальных роликов об инклюзии детей с инвалидностью.

Замира БАЛТАЕВА.

Фото автора.