Живой и настоящий...

Александру Файнбергу 2 ноября исполнилось бы 85... Невыносимо тоскливая частица "бы" делает эту, в принципе, небольшую - уже и по меркам человечества - дату, которая должна говорить о рождении и жизни, - мертвой. Но возьмите сборник стихов Александра Аркадьевича, прочтите несколько его сонетов, и вас сразу накроет жизнь, ибо поэзия Файнберга – пульс этой самой жизни, а он не может быть с условной частицей.

Александра Аркадьевича нет с нами физически 15 лет, но для тех, кто был знаком с ним, дружил, познал его творчество, он незримо рядом. Может, потому что всегда был открыт всему и всем, искал «душу даже в падшей дряни» и «ключ не подбирал к чужим дверям»? А может, потому что был плоть от плоти от этого мира – живой и настоящий…

Александр Аркадьевич был и прост, и сложен одновременно. Мастер слова – поэтического, прозаического, драматургического – он чувствовал все сердцем, вне словесных формул, и всегда боялся опоздать сказать важное, нужное. Не мог мириться с несправедливостью в жизни, которую понимал в ее многообразии и обусловленности. Не мог оставаться спокойным, когда кого-то унижали, а его самого унижали не раз, о чем он упоминал вскользь и через горькие поэтические строки. Каково это, когда тебя игнорируют семь лет, не печатая ни единой строчки только за то, что подписал свои сборники американской журналистке? А что может испытать автор, когда его бьют по лицу собственной книжкой невежественные люди у власти? А когда требуют подписать донос и предать коллег и друзей, пусть даже потом они сами тебя предадут?

 

«Дошло теперь, куда ты угодил?

Налево - раб, направо - господин.

А посреди - рябинушка у тына.

 

Куда же ты вколотишь свой шесток?

В тебе же - ни раба, ни господина.

Вот корень одиночества, браток».

 

И все же Александр Файнберг не был одинок. Во-первых, рядом всегда находилась супруга - Инна Глебовна Коваль. А во-вторых, и, конечно, в главных, он жил в богатейшем мире творческого осмысления бытия, а там не до одиночества, там рядом Пушкин и Есенин, Цветаева и Ахматова, Чехов и Булгаков. А еще Файнберг всегда был готов сам зажечь на бездорожье и в непогоду «огонек в степи», что делал регулярно, с полной самоотдачей и ответственностью, помогая молодым поэтам, журналистам, писателям. Этим, конечно, пользовались разного рода графоманы и случайные ловцы лавров на литературном поприще. Правда, для них тоже находилось колючее словцо у ироничного Александра Аркадьевича:

 

«Твоя поэма - верю - против зла.

Но только я читать ее не буду.

Тут надобна выносливость верблюда

иль жвачные способности вола»…

 

Александр Аркадьевич первый и остается единственным русскоязычным поэтом в Узбекистане, получившем звание «народного». Но к этому высокому званию он никогда не стремился, Файнберг вообще был не из тех, кто рвался к лавровым венкам или карьерным высотам. Божий дар (а Александр Аркадьевич верил в божественную сущность) выражать мысль просто и изящно в поэзии, прозе, драматургии он использовал с радостью, считая за счастье, когда пишется, и за праздник, когда тебя печатают. «Если бы мне сейчас предложили выбрать – получить звание или написать хорошее стихотворение, я бы выбрал последнее», - сказал как-то при встрече Александр Аркадьевич, успевший отпраздновать юбилей своего родного и любимого города - Ташкента, но не доживший пару недель до собственного 70-летия...

Александр Аркадьевич жил в уютной и чистой квартирке девятиэтажного дома писателей на Ц-1, где всегда радушно встречали гостей. Рядом, на бывшей улице Жуковского, прошло его военное и послевоенное детство, в котором ему было дорого каждое мгновение.

 

«…До гробовой доски с той крыши не уйти.

Мне сорок… А на ней всё нету девяти.

 

Там вечная весна. Там время на приколе.

Балкон и синева… И мама на балконе…»

 

После школы Файнберг окончил топографический техникум, в качестве геолога буквально исходил родной край и проникся особой любовью к его прекрасной природе и людям, не желая никуда переезжать ни при каких обстоятельствах.

 

«Меж знойными квадратами полей

она легла до горного отрога -

гудроновая старая дорога

в тени пирамидальных тополей.

 

Я в юности не раз ходил по ней

с теодолитом и кривой треногой.

Я пил айран в той мазанке убогой,

где и теперь ни окон, ни дверей.

 

Печальный край. Но именно отсюда

я родом был, я родом есть и буду».

 Именно тогда, в 60-х, когда поэзия испытала невероятный взлет в СССР, был издан первый сборник молодого поэта под названием «Велотрек», который сразу заметили и благодаря которому Александр Файнберг выдвинулся в первые ряды литературы Узбекистана. После службы в армии были факультет журналистики ТашГУ и работа в молодежных многотиражках, а потом и в официальных изданиях…

Вклад Александра Файнберга в развитие многонациональной узбекской литературы огромен и требует изучения. На сегодняшний день известна только одна кандидатская диссертация Г. В. Малыхиной «Структура художественных образов и тематические доминанты в лирике А. А. Файнберга», хотя их могло быть и больше, ведь творческое наследие народного поэта солидное и многогранное. Александр Аркадьевич автор более 15 поэтических сборников, изданных в Ташкенте, Москве и Санкт-Петербурге. Его перу принадлежат семь сценариев к художественным фильмам, таким как «Мой старший брат», «У самого синего неба», «Дом под жарким солнцем», «Опаленные Кандагаром» и другим. Он также автор сценариев двух десятков мультипликационных фильмов. Большой интерес представляет его проза. Блестящий переводчик, Александр Аркадьевич открыл русскоязычному читателю многие произведения известных узбекских поэтов. В Москве издана поэма Эркина Вахидова «Восстание бессмертных», а в Ташкенте - сборник «Лебединая стая» с его переводами стихов Абдуллы Арипова, Хосият Рустамовой, Сирожиддина Сайида и Рустама Мусурмана. А избранная лирика самого Файнберга увидела свет на узбекском языке в сборнике «Чигирь».

За большой вклад в развитие культурных связей между Россией и Узбекистаном 2 апреля 2009 года Александра Файнберга наградили медалью Пушкина Российской Федерации.

В Национальном парке Ташкента вокруг статуи Алишера Навои в единой архитектурно-художественной композиции несколько лет назад были возведены памятники более 20 известным поэтам и писателям. В одном ряду с Бабуром, Огахи, Бердахом, Мукими, Бехбуди, Авлони, Чулпан, Кадыри, Зульфией, Мухаммадом Юсуфом стоит и памятник Александру Файнбергу...

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото Sputnik / Рамиз Бахтияров