Живопись Афрасиаба: возвращение из небытия

Афрасиаб – городище древнего Самарканда. В ходе археологических раскопок здесь были выявлены оригинальные образцы уникальной настенной живописи, выполненной на глиняной штукатурке. Несмотря на то, что росписи были обнаружены только на восьми раскопах, две находки имеют поистине мировое значение.

В 1965 году археологами был открыт дворцовый комплекс царя Вархумана с настенной живописью, относящейся к доарабскому времени (вторая половина VII века нашей эры). Красочные сюжетные росписи украшали все четыре стены большого квадратного зала размером 11×11 м и сохранились на высоту до 2,5 м. Эта живопись известна в мире под названием живописи "Зала послов".

Открытие стало сенсацией в археологической науке. Уникальность находки была в том, что росписи сохранились на всех четырех стенах парадного зала и дают представление о полном декоративном убранстве парадного помещения дворца самаркандского правителя эпохи раннего средневековья. В этом иллюстративном материале своей эпохи запечатлелись образы наших предков, важные события, отображавшие светскую и культовую жизнь общества, мифологические сюжеты. По росписям можно воссоздать как выглядели наши далекие предшественники, какую носили одежду, какие были прически, украшения, ткани, вооружение, предметы быта и искусства и многое другое. Поэтому очень важно было сохранить этот бесценный познавательный материал не только для научного исследования, но и как предмет культурного наследия нашего народа.

Росписи выполнены реалистично, на высоком художественном уровне, с соблюдением всех канонов согдийской школы живописи. Красочная картина с многофигурными композициями и замысловатым сюжетом захватывает и завораживает зрителя, когда он заходит в центральный зал Музея основания г. Самарканда на Афрасиабе. После реставрации, которую в течении пятнадцати лет, с 1971 по 1986 гг., проводили узбекские специалисты - сотрудники лаборатории реставрации Института археологии АН РУз, эти уникальные росписи увидели сотни тысяч жителей как нашей страны, так и зарубежья.

По прошествии 30 лет сотрудниками реставрационной лаборатории была проведена большая работа по перемонтированию на новое основание всемирно известной афрасиабской живописи. Росписи всех четырех стен зала с общей площадью 110 квадратных метров были сняты со старых щитов, дополнительно отреставрированы и смонтированы на современный материал - щиты с сотовой алюминиевой основой. Сделана новая тонировка под цвет естественного лесса. Оригинальная живопись стала ярче и выразительней.

Второй уникальной находкой было вскрытие парадного павильона во дворце последнего западно-караханидского правителя Османа (конец XII – начало XIII веков). Дворец был построен на нижней площадке цитадели, которая высится над всем городищем Афрасиаб и хорошо видна со стороны дороги, ведущей в аэропорт. Павильон имел размеры 12×12 м, с предполагаемой высотой каркасных стен около 5 м. Однако дворец был разрушен до основания или во время захвата Самарканда Мухаммад Хорезмшахом, или во время нашествия Чингисхана. Поэтому все фрагменты росписей были обнаружены в завалах и объем сохранившейся живописи составляет около 20-25% от общей площади поверхности стен. Уникальность росписей состоит в том, что это сюжетная живопись с изображениями людей, животных и птиц. Так же найдено много фрагментов с остатками надписей светского характера. А, как известно, для изобразительного искусства исламского времени характерным был растительный и геометрический орнамент. С находкой этих сюжетных росписей исламского времени открывается мир придворной культуры караханидов, письменных сведений о которых очень мало. Теперь в распоряжении ученых появились первые изображения того времени, поэтому научная значимость открытия огромна.

Работы по извлечению фрагментов росписей XII - начала XIII вв. из завалов проводились нашими специалистами с 2000 по 2004 год в составе совместной узбекско-французской экспедиции (автор раскопа Ю. В. Карев). За пять лет было извлечено более 800 фрагментов расписной штукатурки. В процессе работы встал вопрос – как проводить реконструкцию павильона, на каких стенах располагались те или иные сюжетные сцены? Для решения этого вопроса был применен новый подход к планографической документации упавших фрагментов. Архитекторы с использованием лазерного теодолита проводили фиксацию каждого расчищенного фрагмента на плане помещения (архитекторы Е. Куркина, О. Зайцева). По скоплению фрагментов, принадлежавших определенной сюжетной сцене и лежавших вблизи одной из стен павильона, мы с большой степенью вероятности можем определить месторасположение большинства композиций. Самой удачной в плане реконструкции оказалась восточная стена. На ней находилась тронная ниша, в которой на приемах сидел сам правитель. Стены ниши были украшены аркой с позолотой. Для вычерчивания рисунка художник использовал циркуль. На этой же стене были нарисованы большие рамки с изображением внутри лучника, всадника на лошади и женской фигуры с цветами в руке.

Окончание следует.

Марина РЕУТОВА,

зав. лабораторией

Института археологических исследований АН РУз.