Жалуются, в основном, на «коммуналку»

Более трех тысяч заявлений с начала года поступило в Самаркандское территориальное управление по развитию конкуренции и защите прав потребителей. Этот показатель почти в два раза выше аналогичного периода в прошлом году (1 904 обращения). Обращения поступают, в основном, от физических лиц.
Сотрудники управления рассмотрели обращение о нарушениях при проведении государственных закупок областным государственным учреждением «Самаркандкукалам». Проверка выявила нарушение законов РУз «О государственных закупках» и «О конкуренции» при подготовке проектно-сметной документации на 150 млн. сумов. По итогам проверки был составлен административный протокол в отношении должностных лиц.
Еще одно заявление поступило через специальный информационный портал «etender.uzeh.uz» от бюджетных и корпоративных заказчиков Ассоциации участников государственных закупок, которые остались недовольны результатами проведенных тендеров.
Отметим, что тендер - один из способов определения исполнителя заказа на товары, работы и услуги через конкурентные процедуры осуществления государственной закупки в два этапа. Победителем тендера становится тот участник, который предложит лучшие условия исполнения договора.
В результате проверки обращений выяснилось, что в течение всего прошлого года ООО «Самарканд Узбекгазсув курилиш» и ООО «Жомбой Кызылкум савдо» то повышали, то понижали цены на семи тендерах. А при отборе лучших предложений конкурсов, аукционов и биржевых торгах были выявлены случаи участия взаимно заинтересованных лиц.
Возникает вопрос что делать, если есть недовольство по поводу процесса закупок или его результатов?
Предприниматель, недовольный процессом закупки или результатом, должен подать жалобу руководителю закупающей организации в течение 15 банковских дней с момента, когда он узнал или должен был узнать о событиях, ставших основанием для жалобы, до вступления в силу контракта на закупку. Руководитель закупающей организации должен вынести письменное решение в течение 20 банковских дней с момента подачи жалобы (для электронных закупок - в течение 10 банковских дней). В решении должны быть обоснования, а в случае полного или частичного удовлетворения жалобы - указаны необходимые меры для устранения ситуации.
В сфере защиты прав потребителей поступило 2 988 обращений, из них 2 911, то есть 97%, решены положительно. В результате изучения обеспечен перерасчет в пользу потребителей на более чем 380 млн. сумов.
Права потребителей нарушаются, в основном, в жилищно-коммунальной сфере, подобных с начала года поступило более 2 743, около ста заявителей недовольны сферой услуг и торговли.
За первый квартал текущего года сюда же поступило более 2 500 обращений от граждан, недовольных деятельностью Самаркандского филиала «Худудгаз».
Вместе с тем, выявлены случаи взимания дополнительной платы филиалом АО "Худудгазтаъминот" за поставку сжиженного газа населению и объектам социальной сферы. В итоге в пользу потребителей взыскано 244 млн. 649 тысяч сумов, неправомерно полученных за не потребленный населением сжиженный газ.
Так, на днях в территориальное управление по развитию конкуренции и защите прав потребителей поступило обращение гражданина А. Ахадова, который приобрел жилой дом. На момент покупки у него не было задолженности по оплате коммунальных услуг (электроэнергии), однако спустя буквально месяц ему пришло уведомление о наличии у него задолженности по оплате коммунальных услуг (электроэнергии) в размере 10 млн. сумов. В результате проверки задолженность была аннулирована.
Напоследок хотим отметить, что гражданам можно обратиться с заявлением через официальный сайт https://raqobat.gov.uz/, где есть онлайн-форма отправки обращений, либо позвонив на короткий номер 1159.
Бобохон ТОЙИРОВ,
руководитель Самаркандского территориального
управления по развитию конкуренции и защите прав потребителей.