ИЗВЕСТНОСТЬЮ САМАРКАНД ОБЯЗАН ТЕМУРУ (Из серии «Рукописи В. Л. Вяткина»)

Мы продолжаем публикацию готовящихся к изданию рукописей Василия Вяткина, которые хранятся в фонде Самаркандского государственного музея-заповедника. Напоминаем, что рукопись дается практически в оригинале, с сохраненной стилистикой и орфографией начала ХХ века.

Мавзолей Гур-и-Эмир состоит из основного здания и позднейшей к нему пристройки. Основным зданием является увенчанное куполом помещение со склепом под ним. Два высоких круглых минарета, стояли по линии фасада в нескольких шагах от здания. Основное здание в плане по наружной линии представляет восьмиугольник со сторонами в 7.65 метра, причем к северной стороне приставлены перпендикулярные стены, захватывающие до половины и смежные стороны, между каковыми стенами образуется таким образом коридор, ведущий к парадному входу в мавзолей. Коридор этот покрыт был сводом, который не сохранился.

План по внутренней линии имеет вид квадрата в 9.7 метра по стороне, с четырехугольными нишам в средине каждой стороны, углубленными на 2.76 метра и шириною в 4.15 метров. Ниши имеют вид стрельчатых арочек и верх их от щипцовой стены заполнен сталактитами. С помощью сталактитов, постепенно наращиваемых к верху, углубления ниш смягчаются, округляется и устраняется резкость углов. Затем интересен переход от квадратного основания помещения в свод без помощи парусов, т.е. без последовательного развертывания углов стен к окружности. Переход четырехугольника в окружность достигнут путем перекрытия углов стен стрельчатыми арками и установкой по верху их неширокого многогранного кольца. Таким образом, довольно мягко внутренняя линия стен развивается в окружность свода. Вершина свода расположена от пола на высоте 27,6 метров.

В наружном плане Гур-и-Эмира, обычно квадратном в купольных сооружениях Средней Азии, сделано изменение - углы квадрата срезаны и таким образ он плану придан вид восьмиугольника, как сказано уже. Основным элементом конструкции квадратных монументальных сооружений в Средней Азии служат четыре больших столба, на которых покоятся верх здания - барабан в купол. В глубоких нишах обычно сравнительно тонкие щипцовые стены, которые не участвуют в восприятии давления верха здания, как правило кладутся по окончании постройки. В Гур-и-Эмире путем среза прямых углов достигнуто утончение стены и размеры основания доведены до степени пропорционального согласования его с остальными частями здания - куполом и барабанам. Сделано это, по-видимому, не в ущерб прочности здания. На восьмигранной призме основания поставлено, несколько отступя от краев 16-гранное кольца, а на кольце уже сооружен очень большой барабан, увенчанный высоким сжатым с боков куполом.

В архитектурных памятниках старины Средней Азии весьма интересно устройство куполов. В Гур-и-Эмире, как сооружении крупного масштаба, изучение устройства куполов наиболее удобно. В зданиях, где наружный купол покоился на барабане, а не непосредственно на основании здания, устраивался второй, внутренний купол, чем барабан был выше, тем и расстояние между куполами было больше. При одном внешнем куполе нарушена была бы строгая соразмерность внутренних частей, а при одном внутреннем - нарушено было бы величие, мощность и благородство внешних форм сооружения.

Междукупольное пространство занималось системой распорок. В Гур-и-Эмире на средину внутреннего купола поставлен кирпичный цилиндрический столб высотою более сажени. Внутри по окружности стены барабана расположены вплотную к ней тринадцать одинаковых контрфорсов в равном между собою расстоянии, в три кирпича толщиною и около сажени в длину в нижней части, упирающиеся верхней частью в изгиб купола, который как бы навешен на эти контрфорсы. Последние между собою связаны деревянными брусьями, как и с центральным столбом. Затем из столба к отвесу свода внешнего купола, почти под прямым углом к линии изгиба его, вперед идут балки, один конец которых плотно вделан в столб, а другой упирается в доску, подпирающую свод. Система контрфорсов и распорок устроена в целях наибольшей прочности внешнего купола. Туземные мастера находят, что это существенно в местностях с сильными землетрясениями, у вершины в куполе оставлено отверстие, легко заделываемое. Во время ремонта верха купола через него вылезает мастер и ему подается нужный материал.

В разрезе купол с барабаном представляет стрельчатую арку, имея боковые стороны по внутренней линии совершенно вертикальные. Наблюдаемая же снаружи выпуклость боков купола достигнута напуском кладки, устройством ребер и последовательным утончением и загибом ее кверху. С восточной стороны купол имеет неудачно поставленную большую заплату в вывалившейся части его после землетрясения 1868 года - в этом месте купол промят.

С северной стороны по бокам здания, отступая от оси его на 16,5 и 15,5 метров поставлены были два минарета высотою несколько более 26 метров при диаметре основания 2,5 метра.

Минареты стояли независимо от главного здания и не были соединены с другими постройками, почему вход в них начинался невысоко, а облицовка шла кругом от панели. Неодинаковое расстояние минаретов от оси следует объяснить случайностью. Впрочем, незаметное и малозаметное нарушение в симметрии тогда вообще допускалось. Восточный минарет, по словам старожилов, упал в год занятия Самарканда русскими (1868 г.), а западный - в 1903 г. Последний русские застали без венчающей его верхушки. При падении этот минарет обрушил часть стены прилегавших к нему с востока помещений, построенных основного здание позже. Одновременно с этой стеною была построена и стена между восточным минаретом и портальной нишей парадного входа, а также портал входной арки, стоящей ныне особняком, а тогда входивший в объединенный комплекс построек Гур-и-Эмира.

Как в постройках входной арки, так и на стене между западным минаретом и нишей с парадной дверью видна починка облицовки красноватым, хорошо притертым кирпичем. Кирпич этот положен на глину с малым количеством алебастра, с оставлением широких швов, которые потом заполнены были чистым белым алебастром, тщательно притертым. Время ремонта Гур-и-Эмира красным кирпичом определяетcя временем постройки одного здания в Самарканде - ханаки Ходжа Абди Бируна. В этом здании в облицовке стен сплошь применен тот же самый красный кирпич и та же заделка широких швов белым алебастром. Время постройки этой ханаки, по словам автора «Самария» - Абу Тахира Ходжи, возведенной бухарским сановником Надыром-Диванбеги, построившим в Самарканде в 1045 (1635-1636 г.г.) также мадрасу близ кладбища Ходжа Ахрара, надо отнести к первой половине ХVII в. Так как указанные постройки, судя по орнаменту и качеству изразцов и мозаики в их украшениях следует отнести ко времени Мирза Улугбека, скорее к первым годам его правления, то оказывается, что через два столетия уже понадобился крупный ремонт в них, тогда как в главном здании с внешней стороны в барабане и восьмиграннике под ним следов ремонта нет.

С западной стороны к основному зданию пристроен высокий портал с глубокой нишей. Верх портала над сводом или обвалился или же не был достроен. Если пристройки испортили первоначальный вид Гур-и-Эмира, загрязнили чистоту его линий, в этом виноват главным образом западный портал. При возведении основной постройки мастер преднамеренно прикрыл парадный вход только маленьким порталом с еле заметной нишей, оставив здание открытым для зрителя со всех сторон. Размеры западного портала (высота 15 метров, глубина пролет ниши 10 метров, ширина пролета 9 метров) и высокие скучные стены по обе стороны его закрывают Гур-и-Эмир. Портал этот воздвигнут был не ранее означенного ремонта Надыром-Диванбеги, но кем и когда, неизвестно. Следов облицовки или алебастровой штукатурки он не сохранил или, вернее, не был ни облицован, ни оштукатурен. С южной стороны в непосредственной с ним связи было пристроено несколько сводчатых худжр, от которых сохранились остатки. Какая цель преследовалась пристройкой западного портала трудно догадаться.

Украшения стен и свода в усыпальнице настолько утратились, что теперь уже трудно представить по остаткам их первоначальный вид этих украшений. Весь свод был покрыт одинаковыми из шелковых оческов пупковыми пальметами, тисненым рельефом, прибитыми гвоздями.

Пальметки по рельефу, имеющему вид в средней части двух бутонов, а по краям длинных узких листьев и стебельков их, расписаны золотом и по золоту мельчайшим растительным орнаментом. Углубленный фон пальметок густо покрыт мелкими одинаковыми завитками из зеленых линий. Контуры рельефа оттенены белыми и синими толстыми линиями. Конечно, детали орнамента зрителю совершенно невидны, нельзя рассмотреть их и в бинокль. Пальметки расположены были по своду не сплошь, а с равными небольшими интервалами между ними, вследствие чего выступали на белом, отштукатуренном алебастром своде рельефнее и оставляли сетку белых линий. В общем, на своде золотой рельеф пальметок при известном дневном освещении давал игру, золотые отблески. Пальметок на своде осталось уже немного и они потускнели.

По основанию свода под пальметками шла полоса с подобными же по стилю, но более мелкими по орнаменту пальметками, а под ней широкая с голубым полем и крупными белыми буквами лента, по которой во всю ширину расположены золотые спирали стеблей с такими же листьями и цветами. Текст надписи состоит из повторяющихся слов молитвы. Затем ниже в угловых арочках, в арочках между ними вся площадь была заполнена пальметками и розетками с рельефным вытесненным орнаментом, позолоченным в выпуклых частях и покрытыми зелеными мелкими завитушками в углублениях, составляющих фон. Орнамент в арочках и между арочками составляет самостоятельные сюжеты, заключенные в рамки из геометрического орнамента. Между арочками орнамент составлен из восьмиконечных звезд и крестов между ними, причем внутри тех и других другой рисунок повторяет основной. Вообще и здесь художник прибег к крайней детализации рисунка, которая пропадает для зрителя. В средних арочках почти во всю высоту их имеются по одному оконному проему с деревянной решеткой, а по сторонам среди орнамента, по высокому букету в вазах, - это лишь контуры, а самый орнамент утратился...

Подготовил к печати

главный хранитель

Самаркандского государственного

 музея-заповедника

Махмудхон ЮНУСОВ.

Продолжение следует.