Известностью Самарканд обязан Темуру (Из серии «Рукописи В. Л. Вяткина»)
Мы продолжаем публикацию готовящихся к изданию рукописей Василия Вяткина, которые хранятся в фонде Самаркандского государственного музея-заповедника. Напоминаем, что рукопись дается практически в оригинале, с сохраненной стилистикой и орфографией начала ХХ века.
Ниже угловых арочек, где план помещения Гур-и-Эмира переходит в квадрат, идет широкая полоса надписи - по синему фону золотыми буквами, переплетающимися с золотыми же тонкими линиями спиралей стеблей, усаженных листиками и цветочками. Фон неровный - местами гуще и с зеленым оттенком, с расчетом оттенить известные места надписи. Надпись заключает стихи из Корана. Начиная с этой полосы с надписью и до панели, стены украшены росписью по алебастровой штукатурке.
Середину стен, как сказано, занимают арочные ниши, верхняя половина которых заполнена последовательно напуском идущими ряд над рядом сталактитами. Грани сталактитов, имеющих форму стрельчатых арочек, прочерчены толстыми золотыми линиями, как и горизонтальные, разделяющие ряды сталактитов полоски, а также тимпаны над каждым из последних. Все сталактиты орнаментированы одинаково сплошными рядами мелких беловатых цветочков с золотой серединой, на коричневом фоне. Прилегающие к нишам части стен заключены в широкую с росписью из ряда восьмигранников с цветками по средине раму и представляют панно. Панно разделено на ряд геометрических фигур, расположенных в строгой симметрии. Из этих фигур выделяются пятигранники с повторяющейся надписью из слова «Мухаммад» и 12-гранники с крупными цветами. Белые линии геометрических фигур оконтурованы золотыми и синими линиями, а золотые линии надписей - синими и красными…
В Гур-и-Эмире внимание посетителя останавливает каменная зеленоватого цвета отлично отполированная панель. Она состоит из поставленной на каменной пол на ребро каменной доски высотою 20 см с орнаментом из чередующихся длинных и квадратных медальонов, из плит высотою в 1,55 метра, из полосы шириною 28 см, обработанной в виде четырех ярусов сталактитов, и полосы с письменами шириною 44 см.
Поверхность означенных плит обработана в виде крупных шестигранных шашек. Плиты заключены в четырехугольные гладкие рамы, обрамленные в свою очередь рамами с орнаментом из чередующихся удлиненных и шестигранных слегка закругленных медальонов. Как шашки, так и медальоны оконтурованы углубленными желобками, одинаковой ширины и глубины. В свое время эти углубления были заполнены полосками черного змеевика и отлично выделяли контуры орнамента. В углах в высоту плит поставлены тонкие полуколонки с изящными базами и абаками, обработанными красками. Полоса с арочками в виде сталактитов также в свое время была раскрашена в красную и синюю краску и позолочены, а полоса с надписью имела фон, образованный из массы синих мелких веточек и позолоченные рельефные буквы с красной контуровкой и с темной боковой поверхностью их.
Пол в мавзолее выложен каменными плитами, и средину его занимает огороженное мраморной решеткой, около аршина в высоту, место с надгробиями. Сквозная решетка эта сделана из нуратинского мрамора, издавна пользовавшегося при выделке решеток, посуды, намогильных камней, и составлена из ряда колен. Каждое колено состоит из отдельной цельной плиты и обработана в виде четырехугольной рамы, окружающей сквозную, решетчатую, среднюю часть. Рамы с обеих сторон обработаны в каждом колене своим, неповторяющимся рисунком. В общем, это рисунок обычный в мусульманской архитектурной орнаментике для поясков и бордюров - цепь чередующихся медальонов, заполненных растительными и геометрическими элементами или же волнистая линия стебля вьющегося растения с листочками и цветами. Точно так же разнообразно орнаментированы и столбики. Словом, решетка обработана с большим вкусом и мастерством. Судя по дошедшим до нас художественным работам по камню, довольно многочисленным в Самарканде, обработка мрамора здесь стояла довольно высоко.
В этой части, в западном углу, имеется вставка в решетку, о чем сказано ниже. В восточной части два колена решетки, по показанию старожилов, изготовлены были в первые годы занятия Самарканда русскими по старым образцам взамен поломанных частей.
Внешность здания Гур-и-Эмир эффектна. Барабан украшен разнообразнее и богаче, чем стены восьмигранника. По самому низу барабана обшивка произведена не изразцами, а притертым кирпичом, правильно положенным с тонкими ровными швами, а затем уже до самого верха барабана употреблена изразцовая обшивка.
Нижняя половина площади, покрытая изразцами, опоясана крупным прямолинейным повторяющимся письмом из двух слов: «аль-бака» и «лильля» - бог вечен. Линии букв составлены из белых кирпичиков, оконтурованных синими, причем последнее слово помещено над первым, между крайними его высокими буквами. Через верхнюю часть этого письма идет тонкая, в один синий кирпичик, полоска тоже прямоугольного письма: «аль-хамду лильля» - хвала богу. Этот широкий пояс с письмом сопровождают сверху и снизу две ленты, отороченные полосками синего изразца, с заполнением внутри медальонами из синих же кирпичиков. Фон этой части площади барабана кирпичный, коричневый, причем излишне большие пустоты фона заполнены голубыми кирпичиками, отчего получилась приятная равномерная окраска этой части барабана. Крупные белые буквы в синей оконтуровке на коричневом фоне выступают эффектно и четко. Кирпичи фона положены горизонтально, белые и синие - вертикально. Выше идет пояс из голубых и синих квадратиков, поставленных по диагонали, и других геометрических фигур на коричневом же фоне обожженных, неполивных кирпичиков. Затем, выше до самих сталактитов, свешивающихся с купола, по барабану идут два голубых пояса сплошь из изразцовых кирпичиков - нижний широкий, разделенный линиями синих кирпичиков вертикально с золотыми квадратными кирпичиками внутри, оконтурованными синими, и верхней узкий с такими же золотыми квадратными кирпичиками и синей оконтуровкой.
Наибольший эффект в современном состоянии сооружения Гур-и-Эмира производит с внешней стороны возвышенный барабан и вытянутый ребристый приятного очертания купол его, дополняющие один другой настолько, что зритель не отделяет их. Художник, может быть в заботе о ценности впечатления, объединил верхнюю часть барабана и купол одинаковым орнаментом. Ребра купола чисто декоративны - они представляют вид валиков из гипса и кирпича, положенных вплотную один к другому по поверхности купола в вертикальном направлении, и в сечении представляют почти полуокружность. Валики на большем их протяжении почти одинакового диаметра и только вверху последовательно уменьшаются и сходятся на вершине купола.
Все 62 ребра купола украшены по голубому фону одинаковым повторяющимся орнаментом из синих кирпичиков, образующих квадрат посредине валика, поставленный по диагонали. Середина квадрата заполнена крестом из четырех квадратных покрытых золотых кирпичиков, расположенных по сторонам синего или четырьмя синими по сторонам покрытого золотом. Квадрат этот окружен в некотором расстоянии от него рядом синих - же кирпичиков.
Чтобы придать поверхности валиков нужную сферичность, вся изразцовая обшивка произведена из квадратных кирпичиков, но самые кирпичи употреблены вдвое больших размеров, чем на барабане. Валики внизу принимают вид сталактитов, расположенных в два ряда и двумя уступами нависающих над барабаном.
Украшенный таким образом купол Гур-и-Эмира издали, когда он еще не потерял своей изразцовой облицовки, казался голубым, а вблизи производил приятное впечатление простым, но красивым орнаментом.
В нижней части барабана имеются четыре окна, находящихся с внутренней стороны на одной оси с нижними окнами и серединой ниш арок. Окна эти верхней частью входят в полосу с письмом, почему нижний поясок, ограничивающий пояс, делает над окнами прямоугольное обрамление. В окна вставлены алебастровые решеточки.
Облицовка минаретов, чуть заметно уменьшающихся кверху - насколько можно было судить по западному минарету до его падения, состояла из изразцовых кирпичиков. Над мраморной панелью шли пять спиралей на равном расстоянии одна от другой, обвивая минарет пять раз, из двух рядов синих двойных кирпичиков и одного ряда между ними белках квадратных. Между спиралями в ширину их шла повторяющаяся надпись с прямоугольными буквами из голубых тройных кирпичиков - бог велик. Синие и голубые кирпичи расположены были вертикально, а кирпичи неполивные, гладко притертые, составляющие фон, - горизонтально. Перед шейкой минарета спирали поворачивали вертикально, образуя поясок. На шейке облицовки не сохранилось, а выше она заканчивалась сталактитами, которые слегка навешивались над цилиндрами минарета. Как заканчивался верх минарета, остается неизвестным…
Подготовил к печати
главный хранитель
Самаркандского государственного
музея-заповедника
Махмудхон ЮНУСОВ.
Фото Т. Труновой.
Продолжение следует.