Из театра я не уйду…

С поникший головой и слезами на глазах Рахмон-ака покинул кабинет директора театра. Всю свою жизнь он посвятил служению искусству. Его здесь уважали, правда, случались небольшие споры во время распределения ролей и репетиций, но это закономерные моменты. Они происходят почти в каждом театре. И вдруг такой удар.

Его до глубины души оскорбили слова эгоистичного, бездумного руководителя: «Когда ты, наконец, признаешь, что твое время прошло, вы, пенсионеры, работаете по-старинке!? Как театральный режиссер и художественный руководитель скажу вам прямо, вы давно изжили себя как актер.   В течение последних двух лет, вы ничего нормального не сыграли, к тому же мешаете молодежи, отнимаете у них роли. Вы знаете, что они вас недолюбливают? Значит, так: к нам сверху поступило распоряжение сократить штат. Поэтому вы сейчас же пойдете в гримерную и напишете заявление об увольнении по собственному желанию. Думаю, так будет лучше как для театра, так и для вас, уйдете с почетом».

...Он не мог поверить своим ушам. Его, заслуженного артиста, проработавшего более полувека в театре, который стал ему родным домом, сокращают. Можно сказать, выметают на улицу. И это в то время, когда он занят в четырех спектаклях.

- Я... Я не уйду из театра, я не могу жить без театра, без сцены! Ведь есть же в театре люди, которым платят за то, что они время от времени просто посещают театр. Они не заняты ни в одной постановке. Только иногда участвуют в массовках, да и там их роли без слов. Нет. Я не буду писать заявление, - отчаявшись что-либо доказать директору выкрикнул Р. Ризаев.

Этот смелый, как ему показалось, вырвавшийся из глубины души крик больше напоминал умоляющий вопль, но он нисколько не смутил руководителя. Напротив, решение избавиться от непокорного актера окрепло и, надавив на Рахмона- ака, он принудил его написать нужное ему заявление.

...Покинув кабинет ненавистного руководителя, уже бывший актер пошел прощаться с театром. Посидел в зрительном зале, вошел в гримерную, где в шкафчике лежали листы с текстом его героев, он вспоминал роли, которые сыграл за годы служения театру, постоял на сцене, глядя в зал, словно ища поддержку у тех, кто еще недавно рукоплескал ему. Попрощавшись с театром, он медленно поплелся домой. Только одного он не сделал, все еще надеясь, что художественный руководитель изменит свое решение и пригласит его обратно, Рахмон Ризаев не попрощался со своими коллегами по сцене. Шли дни, недели, годы, а его так не вспомнили, не позвали...  

До самой кончины актер жил ожиданием того, что в один прекрасный день за ним заедут и попросят сыграть хотя бы одну роль, пусть даже не главную. Ведь его сверстники - народные артисты Сохиб Худжаев, Зикир Мухаммаджанов, Гани Аъзамов, Туйчи Орипов, Вохид Кодиров, Зайнаб Садриева и другие - несмотря на почтенный возраст, продолжали служить Мельпомене. Директор театра, который принудил его написать заявление через два года сам попал под сокращение. Судьба бумерангом ударила по нему…

 Богата  была биография Рахмона Ризаева. Окончив среднюю школу № 2 города Каттакургана, он занимался ликвидацией неграмотности среди населения, принимал активное участие в организации театральных кружков. В 1941 Рахмон Ризаев заменил сцену полем битвы. Участвовал в боях по освобождению Сталинграда, Ворошиловграда, Воронежа и других городов, оккупированных фашистами, вернулся в родной Каттакурган с военными наградами. В том же году в театре был поставлен спектакль по пьесе Ч. Усти и М. Ниязова «Клятва и фронт», где Рахмон Ризаев создал запоминающийся образ воина. Он был не только мастером перевоплощения, но и учителем для начинающих актеров. Не раз поощрялся почетными грамотами, подарками, в 1975 году Рахмону Ризаеву было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Узбекистана».

В эти дни талантливому художнику сцены Р. Ризаеву исполнилось бы 110 лет.

Абдуазиз ХАШИМОВ.