История зарождения школы живописи Самарканда
Творчество известного живописца и педагога Павла Петровича Бенькова неоднократно освещалось в печати, являясь предметом для исследования. Величина его наследия, и роль в развитии искусства Узбекистана - неоспоримы. По прошествии многих лет интерес к личности художника до сих пор не угасает, а его работы продолжают оставаться прекрасными образцами живописи, не теряя своей художественной ценности. Для того чтобы сегодня нам было легче понять особенности этапов творческого пути Павла Петровича Бенькова, желательно увидеть картину тех лет и процессы, происходившие в мире искусства.
Художнику Павлу Бенькову, прошедшему серьезную академическую школу, пришлось быть свидетелем того, как по всей стране в целом, в том числе в области искусства, происходили сложные и болезненные изменения. У него на глазах рушились, уходя в прошлое, старые устои и пересматривались жизненные ценности. На всеобщей волне отрицания доходило порой до крайностей, когда из системы обучения предлагалось полностью исключить академическую систему преподавания. С другой стороны, сама окружающая жизнь менялась настолько сильно, что на фоне происходящего возникали новые требования к художникам, к их творчеству. Мир новых идей требовал воплощения в виде новаторских решений, форм и изобразительных средств.
Находясь в поиске новых форм выражения и экспериментируя, местные художники пытались решать творческие задачи, соединяя традиционную средневековую живопись Востока с современными тенденциями и новейшими течениями Запада. С одной стороны, существовало реалистическое направление живописи, как вид общедоступного и понятного широким массам художественного языка, а с другой – абстрактно-декоративное, с плоскостной и условной живописной манерой письма.
В те годы в Самарканде организуются различные новые творческие союзы и артели художников, что говорит о довольно оживленном процессе в его культурной жизни. Но все они, не имея серьезной базы под собою, сменяя друг друга, существовали недолгое время. Одной из первых попыток по сплочению художников города в профессиональную группу, становится «Изокомунна», которая была образована в 1918 году под руководством художника Оганеса Татевосяна. Просуществовав три года, она распалась. В 1926 году художники Узбекистана вошли в состав творческого союза АХР, организовав свою студию-филиал, который также просуществовал около трех лет.
Еще одна попытка объединить в сплоченный коллектив художников Самарканда, работников изобразительных искусств - «АРИЗО», была сделана в 1929 году. Самаркандская группа рабочей молодежи художников-самоучек выпустила по этому поводу воззвание. Но сначала профессиональные художники не пожелали идти в организацию самоучек, считая это унижением для своего достоинства. Объединение состоялось только после вмешательства официальных органов, и в него вошли 20 художников-профессионалов и 18 любителей.
В мае 1930 года в Самарканде создается очередная ассоциация художников «Красный Восток». В том же 1930 году при непосредственном участии художника Оганеса Татевосяна организована «Изофабрика» или «Экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств», широко развернувшая свою деятельность. Однако и «АРИЗО», и «Изофабрика» к 1932 году прекратили свое существование в силу произошедшей перестройки творческих организаций в Узбекистане.
Поле деятельности для местных художников в те годы было довольно обширным. Помимо творческих работ, от них требовалось оформлять городские улицы, парки и площади, различные празднества, выставки и места революционной пропаганды, а также оформлять «Красные чайханы» и клубы.
Первой официальной школой по подготовке художественных кадров молодой республики становится Самаркандская художественная студия. Признавая назревшим и необходимым вопрос о развитии национально-художественного и изобразительного искусства в Узбекистане, 24 октября 1929 года вышло официальное постановление - осуществить организацию художественной студии в городе Самарканде. К всеобщему удивлению от желающих стать ее учениками сразу же поступило 250 заявлений. Но принять такое количество людей на учебу не имелось возможности.
Насущная потребность в творческих специалистах вынуждала правительство принимать более действенные меры. Для повышения уровня образования нового поколения художников, 26 сентября 1930 года издается Приказ Народного комиссариата просвещения Узбекской ССР об открытии в Самарканде на базе ИЗО Студии – художественного ИЗО-техникума.
ИЗО-техникум становится пионером по подготовке работников изобразительного искусства в Средней Азии. На него была возложена ответственная задача - дать высококвалифицированных, преданных советской власти художников и преподавателей ИЗО. У целого ряда прежде трудившихся художников в творчестве доминировали либо романтическое видение и отражение Востока, либо этнографический натурализм. И, несмотря на полное отсутствие национальных традиций в области станкового живописного искусства, узбекская школа за короткое время сумела сделать большой рывок в этом направлении, в чем немалая заслуга художника Павла Петровича Бенькова.
Александр ГАЛАК.
«Самаркандский вестник» № 18 от 2.03.2024 г.
(Окончание следует).