История водоснабжения Самарканда
Известно, что, протекая мимо Самарканда, река Зеравшан разделяется на два русла - Акдарью и Корадарью, то есть на белую и черную реки. Однако еще выше по течению Зеравшан отдает солидную долю воды каналу Даргом, который изначально был рассчитан как главная водная артерия пригорода и самого города Самарканда.
В советское время Даргом называли рекой, а когда стало известно, что он частично был прорыт рукотворно, его стали называть каналом. Точная дата создания этой уникальной водной системы неизвестна, но, по сведениям историков, в V веке его глубина составляла один метр, а ширина достигала шести метров. Даргом непосредственно орошал все земли Самарканда и его окрестности.
Даргом берет начало от плотины Раватходжа, недалеко от границы Пенджикента. В исторических источниках X-XII веков эта местность упоминается под названием Варгсар - Головная плотина.
Даргомская ирригационная система, выведенная из Зеравшана, являлась самой крупной оросительной системой в истории региона, созданной на рубеже новой эры. В стратегическом отношении плотина имела огромное значение, ибо, овладев ею, Самарканд можно было лишить воды. Поэтому местность Варгсар еще в раннем средневековье превратили в мощную крепость, окруженную двойным кольцом стен. Судя по их остаткам, длина крепости составляла примерно 600 метров, а ширина 300 метров. Эта крепость служила пунктом наблюдения за состоянием плотины при разливах Зеравшана и обороны во время нападения врагов.
По сведениям историка Насафи, в Варгсаре находилось сильное войско из четырех тысяч конных и двенадцати тысяч пеших воинов. Иноземные захватчики пытались много раз разрушить плотину Варгсар. Как свидетельствует историк Ибн Джарир-ат-Табари, автор книги «История Табари», когда в 721 году поднялось антихалифатское восстание согдийцев, наместники Хорасана Саид Хусейн (720-721 года правления) и Асад ибн Абдуллах (735-739 г.) предприняли попытку разрушить плотину и овладеть Самаркандом. И оба раза согдийцы самоотверженно защищали Варгсар. Только Чингизхану удалось разрушить отток Даргома Джуи - арзис и его свинцовый акведук - главной водной артерии Афрасиаба, тем самым заставив сдаться самаркандцев в 1 220 году. После чего разрушенный Афрасиаб больше не восстановился, ибо возрождался этого города-крепости было не под силу опустошенному и разграбленному Самарканду.
Что означает название Даргом?
«Дар» - с согдийского языка «дверь», в широком смысле - врата, а «гом» с согдийского означает «дар». Иначе говоря, Даргом – это дарующие врата.
По прошествии нескольких столетий его глубина с одного увеличилась местами до пяти метров, а ширина от первоначальных шести метров в некоторых промежутках увеличилась в десятки раз. В нем появилось множество воронок и водоворотов, которые, производя устрашающие звуки, наводили на местных жителей страх. Некоторые суеверные люди толковали, что Даргом требует жертвоприношения и кровь...
Берега Даргома стали все обрывистее, а высота местами достигала 30-40 метров. Животные часто срывались с обрывов и погибали, а бывали случаи, когда люди тоже тонули в нем. Вдобавок плотина Варгсар стала часто разрушаться из-за летнего половодья и разлива Зеравшана, приходилось по несколько раз в год ремонтировать, восстанавливать ее. Поэтому Даргом самаркандцы стали называть Даргамом, и здесь «гам» означал горечь и печаль.
Учитывая большие ежегодные затраты и человеческие ресурсы, усилием руководства Туркестанской губернии на месте примитивной плотины был сооружен Раватходжинский вододелитель длиной 178,8 м. Однако в 1921 году в результате паводка и он был разрушен. Тогда в 1926-1930 годах построили мощный гидроузел, который назвали Первомайским, но в памяти народа он так и остался Раватходжинским.
Артерии города
По описанию Абу Тахира Ходжа Самарканди в «Самарии», Даргом сначала разветвлялся на четыре протока. Главный канал, исходящий от Даргома, - Шавдар - с приближением к пригороду Самарканда переименовался в Джуи-шахар, то есть городской канал, являясь главной водной артерией Самарканда. От него исходили малые и большие водоснабжающие город каналы и арыки. К примеру, Каварзар, Обимашад, Талибарзу, Джуи-даштак, Джуи-мульён.
Еще в пятидесятые годы на некоторых из них функционировали малые гидроэлектростанции и мукомольные мельницы, а на Обимашаде до недавнего времени работала гидрорисошлифовальная мельница и весь конигильский рис перерабатывался здесь.
На сегодняшний день единственная гидроэлектростанция функционирует в поселке Хишрау на Даргоме.
По инициативе Амира Темура в XIV веке по самому южному берегу Даргома был прорыт канал под названием Джуи-ноу. На сегодняшний день это канал Янгиарык, который орошает всю левобережную часть Даргома, то есть НИИ им. М. Мирзаева, земли Самаркандского района.
Третий канал - отток Даргома – Джуи-навбахчиён (новый сад) протекал по возвышенности между Даргомом и Шавдаром (Джуи-шахаром) и, орошая село Навбахчиён, доходил до иранского поселения, которое в народе называли Джуи-ирани. Надо отметить, что в начале пятидесятых годов прошлого века этот канал осушили, чуть позже он стал черпать воду из вододелителя в местности Даштисухта, заново возродившись.
Древнейшая водная артерия Самарканда Новадон, идущая по оврагам и обрывам, черпающая воду из подземных источников и затем впадающая в Сиаб, сыграла роль в избавлении города от подземных вод, и тем самым, не давала домам разрушаться.
По мнению В. Л. Вяткина, Джуи-даштак и Мульян - ветви канала Джуи-шахар - орошали юго-западную часть Самарканда. А северная и восточная части Афрасиаба и его окрестности орошались Сиабом и Обимашадом с помощью водоподъемных устройств - чигиров (чархпалак). Также на территории Афрасиаба были обнаружены куполообразные водонакопители – сардобы, по-азербайджански «авдани» (от персидского «ав» - «об» – вода, «дани» - храни).
Чокардез давно не тот
Главный городской канал Чокардез протекал рядом с одноименной старинной крепостью X-XII веков. Название Чокардез состоит из двух слов: «чокар» - феодальная конно-военная дружина и «дез» - крепость. Со староперсидским словом «дез» носят названия старинная крепость в иранской провинции Хузистан - Дезфул (крепкая крепость) и город в Афганистане - Гардез (горная крепость).
В 1868 году начальником Зеравшанского округа был назначен генерал Абрамов. При его непосредственном руководстве проложили известный самаркандский бульвар, носивший название «Абрамовский», а ныне Университетский. При строительстве бульвара упомянутая древняя полуразрушенная крепость Чокардез оказалась прямо посреди объекта, и генерал-губернатор приказал снести ее, а протекающий рядом канал переместили на правую сторону бульвара. По сей день он, облаченный в бетон и маловодный, течет в сторону площади Мустакиллик.
Кстати, в X-XII веках прилегающий жилой квартал (гузар) рабада (пригорода) Самарканда тоже носил название Чокардез. Сегодня его именуют Гузари Чакар, что по смыслу означает «грубо покрытая дорога». Думаю, будет справедливо восстановить старое название.
Внутренняя часть Самарканда - Афрасиаба снабжалась водой специальным оросителем, отходящем от канала Чокардез, который в исторических источниках X-XII веков упоминается под именем «Джуи- Арзиз» - «Свинцовый поток». Джуи-арзиз, набирая воду от Чокардеза, перебрасывался через махаллю «Кулолон» и шел в сторону Сиабского базара.
Неизвестный автор географического сочинения Х века «Худуд-ул-Олам» («Пределы Мира») свидетельствует, что данный канал проходил над крышей базара по арочной эстакаде - акведуку, покрытого сверху свинцом.
Когда самаркандцы защищали город от нашествия монголов в 1220 году, укрываясь затем в цитадели Афрасиаба, Чингизхан приказал разрушить уникальное водное сооружение, после чего город был сожжен.
Следует отметить, что каналы Обимашад и Каварзор соединялись, а затем за юго-западной частью Афрасиаба к ним примыкали каналы Сиаб и Новадон.
А север Самарканда (махалли «Чилустун», «Багимайдан», «Багибаланд», «Мотрид») орошался водой Обирахмат, выведенный из Сиаба. Орошаемую местность Обирахматом называли Накшиджахоном, как и сад Улугбека, расположенный за обсерваторией.
Водоснабжение Самарканда регулировалось водной администрацией, которая состояла из главного городского мираба, распределителей воды и двадцати джуйбенов - смотрителей городских оросительных сетей.
В завершение хочу отметить, что раньше в каждом гузаре (махалле) и на каждой улице находились хаузы. Они, во-первых, служили главным источником воды для населения. Кроме того, вокруг них в летнее жаркое время был более мягкий микроклимат. В случаях пожара хаузы служили водным средством тушения. В зимнее время на дне хаузов закладывали лед, а летом его использовали для приготовления рахати-джона (своеобразного мороженого), а также для хранения мяса.
Не так давно в центральном парке культуры и отдыха им. А Навои протекал канал и наполнял водоемы, вокруг которых в жаркое время люди отдыхали и катались на лодках, а дети охотно в них купались. Но сегодня парк и практически весь город остался без таких водных источников. А жаль, ведь они создавали микроклимат, спасающий горожан от зноя.
Муминбек СУЛТАНОВ.