Историко-культурное наследие эпохи темуридов

Монгольское завоевание Средней Азии в XIII веке - войны и походы армий Чингизхана и его потомков - на многие десятилетия дестабилизировало социально-политическую, экономическую и культурную жизнь народов региона. Цветущие земледельческие оазисы были разорены, а в результате грабежей и пожаров многие крупные города, особенно Бухара, Самарканд, Мерв, Бинакет, Ходженд и Гургандж, превратились в руины. Были разрушены селения, выведены из строя ирригационные сооружения, опустели многие земледельческие оазисы, сократились засеваемые площади, приостановилось развитие ремесел, в целом замерла культурная жизнь. С выходом на политическую арену Амира Темура, начиная с XIV века в жизни региона вновь начался политический, экономический, культурный и духовный подъем.

Амир Темур создал огромную централизованную империю, избрав столицей Самарканд, который должен был стать «сияющей точкой мира». В империи темуридов, которая включала в себя различные в культурном развитии регионы, страны и народы с различными религиозными воззрениями, была создана блестящая художественная культура, которая синтезировала лучшие центральноазиатские, иранские, индийские, китайские и арабские художественные традиции. В Самарканде сосредоточились мастера из Ургенча, Тебриза, Исфахана, Шираза, Багдада, Алеппо и Дамаска, а также из городов Индии.

Потомки Амира Темура, в частности его внук Мирзо Улугбек, оказали благотворное влияние на развитие науки, культуры и искусства. После смерти Улугбека в 1449 году для светской культуры наступили тяжелые времена, когда был наложен запрет на науки, сюжетную тематику в живописи и светскую архитектуру. Многие ремесленники разъехались по своим странам, но несмотря на это их творческие находки были переняты местными мастерами и воплощены в сооружениях и произведениях искусства. Центр культуры переместился из Самарканда в Герат, который постепенно превратился в средоточие искусства, культуры и литературы.

Отличительными чертами искусства данного периода стало совершенствование профессионализма и творческих навыков, достижение высочайшего уровня в избранном ремесле. К примеру, художники- миниатюристы проходили длительный путь от освоения способов приготовления красок и подготовки кистей до создания живописных композиций. В темуридский период было развито меценатство, которое позволило поддерживать таланты, способствовало прогрессу культуры и искусства.

Развитие науки, культуры и точных наук в темуридский период привело к подъему архитектуры и градостроительства, активизации и постепенному возрождению городской жизни. Этому способствовали также расцвет транзитной торговли, расширение ремесленного производства, рост городского населения и сосредоточение исламской культуры в городах.

Согласно письменным источникам, в структуре городов имелась четкая планировка с внутриквартальной концентрацией групп населения по профессиональному признаку. Как правило, это были кварталы керамистов, портных, чеканщиков, стеклодувов, ткачей, кузнецов, литейщиков, ювелиров и т. д. За пределами и вне городов тянулись предместья - рабады. В планировку городов активно включались сады, виноградники и чорбаги - системно организованные парки при дворцах правителей и знати. Налицо ансамблевый принцип строительства, появление четко организованных архитектурных центров и узлов, усложнение композиций, инженерно- технических и планировочных решений.

Для осуществления масштабных градостроительных проектов, которые контролировал сам Амир Темур, привлекались ремесленники из разных стран. По сведению источников, только в Самарканде в 1404 году на строительных работах были заняты 150 000 рабочих. Причем градостроительные проекты могли совершенствоваться в ходе строительства. Большое внимание Амир Темур уделял высоте зданий. Устремляющиеся ввысь здания являлись характерной чертой архитектуры периода правления Темура и его потомков.

Взаимодействие различных стилей, направлений, техник и традиций способствовало появлению синтезированного стиля, или, как его называли, нового стиля, влиявшего на каждую деталь архитектурного сооружения. Его особенностями были увеличенные масштабы сооружений и новые технологии облицовок. Стиль поражал воображение западных гостей и путешественников. Так, остались воспоминания испанского посланника Генриха III Руи Гонсалеса де Клавихо о посещении темуридского двора, где автор говорит о роскошном стиле, множестве садов и загородных домов, огромных дворцах и мечетях, украшенных плиткой с золотой глазурью, бассейнах с водой и др. Это дает возможность сделать вывод о высокой культуре декорирования архитектурных сооружений, а также о применении инновационных методов в градостроительстве.

Как следует из работ исследователей темуридской эпохи, садово-парковое искусство достигло в эту эпоху кульминации своего развития. В его основе лежал накопленный многовековой опыт земледельцев. К примеру, чорбаг был доминирующим типом архитектурно организованного сада, квадратного или прямоугольного, с центральной и дополнительными аллеями.

Чорбаги имели множество вариантов. В глубине сада располагался дом владельца с открытой площадкой и водоемом перед ним. Плодовые деревья и цветы высаживались по особым правилам с учетом последовательности их цветения. Важной композиционной деталью чорбагов являлись арыки и хаузы различных форм, обложенные камнем и украшенные фонтанами. Это свидетельствует об умелом использовании поливного земледелия и особенностей оседлого образа жизни.

В развитии градостроительства произошли заметные сдвиги. При Амире Темуре началась точная и выверенная планировка городов. Как отмечали исследователи, он превратил Самарканд из глиняного в кирпичномраморный, из кишлака в мегаполис, подчеркнув его положение как имперского города. В организации столицы Амир Темур демонстрировал важную для тюрков ориентацию север - юг. В целом, имперская типология архитектуры темуридов сменила корпоративность архитектуры Сельджукидов как отражение наличия сложившегося класса городской аристократии.

По свидетельству письменных источников, в темуридский период в оформлении интерьеров использовалась монументальная живопись. Образцы тематической пейзажной живописи сохранились в плохом состоянии в трех самаркандских мавзолеях - Ширин-бика-ага (1385), Биби-ханум (1404) и Туман-ага (1405). Росписи самаркандских мавзолеев заключены в вертикальные панно. В основном, они выполнены в жанре пейзажа с обильной растительностью: чинары, карагачи, кипарисы, тополя, цветущие плодовые деревья и т. д. Изображения силуэтны, стилизованы и при всей монохромности обладают определенной живописностью.

В архитектурных сооружениях до наших дней используются детали монументальной живописи, а в оформлении интерьеров - архитектурные элементы, сохранившиеся с эпохи темуридов.

Помимо пейзажной живописи в источниках отмечалось и присутствие сюжетной. Так, по словам Ибн-Арабшаха, на стенах самаркандских дворцов в темуридский период были изображены пиршества, собрания, битвы и осады городов, а также охота, подношение даров, празднества, портреты Амира Темура его сыновей и внуков. Монументальная живопись запечатлела главнейшие события жизни Амира Темура и сегодня служит изобразительным источником изучения истории культуры и искусства того времени.

В монументальной живописи темуридского периода необходимо отметить разнообразие жанров: исторического, батального, портретного и пейзажного. Стилистически она близка искусству миниатюры того периода, что находит отражение в композициях, типажах, плоскостности и декоративности решения.

Продолжение традиции монументальной живописи темуридских дворцов мы можем наблюдать в архитектурных сооружениях эпохи Мирзо Улугбека. Источники сообщают о великолепных росписях в научных зданиях и обсерватории Мирзо Улугбека.

В XVI веке Самарканд, Ташкент, Шахрухия и Бухара оставались центрами культуры и созидания. Период XVI - первой половины XVII века ознаменован очередным подъемом строительной деятельности в регионе. В это время наблюдалось не только повторение художественных традиций эпохи темуридов, но и продолжение творческого поиска в зодчестве. Наиболее значительные архитектурные сооружения эпохи шейбанидов возведены в Бухаре. К ним можно отнести Большую мечеть (Масжиди-калян), медресе Мири-Араб, два медресе на улице Хиабан, медресе Абдуллахана и медресе его матери Мадарихан, медресе Кукельдаш, ансамбль Чор-Бакр и ханака около могилы Бахауддина Накшбанди.

Сохранились и светские постройки этого периода: чорбаг - архитектурно организованный сад, купольные строения на рынке Токи-заргарон (Купол ювелиров), Токи-сараффон (Купол менял), Токи-тильпак-фурушон (Купол продавцов головных уборов)... В связи с активным развитием торговли воздвигались караван-сараи и рабаты. В целом, в данный период в развитии городской среды использовались традиции, сложившиеся ранее.

Что касается инноваций в архитектурном строительстве, то они больше коснулись интерьеров. Сложные конструкции куполов на пересекающихся арках, щитовидных и сетчатых парусах с присутствием «сталактитов» были применены в медресе и хонако Бухары XVI-XVII веков.

В числе уникальных мавзолеев XVI-XVII веков можно назвать мавзолей Суюнидж-хана в Ташкенте, мавзолей шейха Мухаммеда Абу-Бакра Каффаля Шаши в Ташкенте, мавзолей Лянгар-ата в Кашкадарьинской области, мавзолей Ходжа-Абди Бирун в Самарканде.

Упадок международной торговли, участившиеся междоусобные войны и набеги кочевых племен в первой половине XVIII века привели к кризису политического, экономического и культурного развития государств на территории Узбекистана. Художественное решение пространства городской среды в этот период продолжало сохранять традиции прошлых веков. В середине XVIII века развитие монументальной архитектуры Бухары приостанавливается. В Хиве монументальная архитектура конца XVIII - середины XIX века составила возникший заново город. Монументальная архитектура Ферганской долины к тому времени была уже представлена несколькими памятниками.

Существование трех среднеазиатских государств - Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств определило своеобразие и специфику архитектурных идей в градостроительстве каждого региона.

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть:

  1. Современное художественное оформление городской среды имеет многовековые, исторически сложившиеся художественные традиции;
  2. Исторически городская среда рассматривалась как пространство, синтезирующее произведения различных видов искусств;
  3. В городской среде была выражена идеология конкретной исторической эпохи, направленная на возвеличивание и героизацию исторических фигур и политических деятелей, что нашло отражение большей частью в интерьере архитектурных сооружений;
  4. Активное использование с древности на территории Узбекистана в интерьерах и экстерьерах городской среды различных видов визуального искусства говорит об их постоянном развитии и совершенствовании;
  5. Художественное оформление городской среды в Узбекистане уходит корнями в глубокое прошлое, чем и объясняется их высокий эстетический вкус, четкая функциональность, высокий уровень профессионального исполнения.

Камила ХИКМАТУЛЛАЕВА,

искусствовед.