Искусство бахши для нового поколения

Ахрор Пардаев – имя этого человека известно многим жителям Пастдаргомского района. Не будет преувеличением сказать, что именно этот человек в настоящее время возрождает в регионе узбекское национальное искусство бахши, обучая новое поколение тонкостям искусства.

В последние годы узбекское национальное искусство бахши обрело второе дыхание. Повсеместно стали отрываться школы и классы по изучению искусства сказителей-бахши. Не стала исключением и школа музыки и искусств № 32 Пастдаргомского района. Здесь данному искусству обучаются 7 учеников.

– Самарканд всегда славился своими народными сказителями, но, к сожалению, на какое-то время они несколько утратили свои позиции,  – говорит преподаватель Ахрор Пардаев. - По инициативе Главы нашего государства в настоящее время усилено внимание к работе по сохранению уникальных образцов узбекского искусства бахши и сказаний – дастанов. В прошлом году при школе музыки и искусств мы начали набор детей по данному направлению. Это талантливые ученики, которые были отобраны из большого количества желающих.

Любовь к дастанам у меня самого зародилась еще в детстве, когда будучи мальчишкой слушал исполнение эпосов известного бахши Шоберди Болтаева. Постепенно я начал постигать секреты бахши, дастаны отражают национальную самобытность разных народов Средней Азии, их язык, образ жизни, обычаи и традиции и является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.

Сказитель-бахши Ахрор Пардаев – участник множества международных фестивалей, форумов искусства.

  - Я никогда не отказываюсь от участия в форумах, так как они всегда открывают что-то новое, дают толчок развитию моего искусства и способствуют расширению творческого сотрудничества. Помнится, как раньше сказители были желанными гостями на семейных обрядах и торжествах, народных саилях и праздниках не только на селе, но и в городе. Сейчас эта традиция сохранилась в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Неудивительно, что в Хорезме, наряду с мужчинами-дастанчи, популярностью пользуются и женщины-сказительницы – халфа-дастанчи, которые пели в прошлом исключительно для женской аудитории. И в их репертуаре значительное место занимали дастаны романического сюжета, например, «Тахир и Зухра». Пение дастанов сопровождается инструментальным ансамблем. Исполнение халфа-дастанчи отличается мягкостью, задушевностью и лиричностью.

Самаркандско-Нуратинская школа в прошлом сформировалась на основе Булунгурской и Курганской школ, яркими представителями которых были Фазыл Юлдаш оглы, Эргаш Джуманбулбул оглы, Пулкан шоир, Ислам шоир, Абдулла шоир, Зиядулло Исламов.

В заключение хотелось бы добавить, что традиции эпоса всегда передавались от мастера к ученику, от отца к сыну. Поэтому моя задача в том, чтобы передать любовь к искусству бахши новому поколению.

Замира БАЛТАЕВА.

Фото автора.