Инвесторы и школьное образование

Общеизвестно, что финансирование школьного образования в Узбекистане традиционно ложится на плечи государственного бюджета. Так, на эти цели из бюджета на текущий год выделено 38 триллионов сумов. Это больше чем одна треть средств, выделяемых на развитие социальной сферы в целом. По мере роста численности учеников, связанного с демографическими особенностями страны, непрерывно возрастает потребность в денежных средствах. Так долго продолжаться не могло, ведь такое положение дел ограничивает участие государства в инвестиционной деятельности, решении других, не менее важных социально-экономических проблем, так как роль государства заключается не только в обучении молодежи, но и в ее трудоустройстве.

Чтобы в определенной мере снизить эту нагрузку, на новом этапе социально-экономических реформ, принято решение, наряду с государственным финансированием, создать условия для привлечения частных инвестиций в форме государственно-частного партнерства. Государство заинтересовано в том, чтобы частный партнер сам вкладывался в строительство, а также привлекал кредиты в международных банках. Мысль, как будто неплохая, но ознакомившись с условиями проекта государственно-частного партнерства, а именно осуществлением строительства новых зданий для открытия негосударственной общеобразовательной школы легко прийти к заключению, что такой подход в условиях Узбекистана не является перспективным.

Во-первых, весьма проблематично привлечь долгосрочные инвестиции, особенно в небольшие города и сельские районы. Кроме всего, велика вероятность того, что по мере создания надлежащих условий в государственных школах может произойти обратный отток учеников из частных школ. Как тогда им быть с погашением кредитов, с самофинансированием?

Во-вторых, платежеспособность населения страны имеет достаточно высокую степень дифференциации, как между регионами, так и внутри них. Это не дает возможность равномерно размещать сеть частных школ по территории страны. Ведь существует принцип, согласно которому равномерное повышение образовательного уровня молодежи является гарантией равномерного социально-экономического развития территорий и, отказаться от него мы никак не можем.

В-третьих, привлечение высококвалифицированных учителей в новые частные школы приводит к их оттоку из государственных школ, соответственно к ухудшению качества педколлективов. Не секрет, что потенциал системы высшего образования в деле подготовки педагогических кадров не соответствует этой потребности. Обобщая можно отметить, что при преимущественном выборе направления строительства новых школ развитие системы негосударственного школьного образования будет ограниченным, то есть не получит должного размаха.

Более целесообразным является подход, к которому несколько лет назад приступили в Ташкенте. Тогда Президент страны Ш. М. Мирзиёев 5 сентября 2018 года подписал Постановление "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования". Данный документ открыл широкую возможность развивать государственно-частное партнерство в этой сфере, не прибегая к новому строительству. В то время в Ташкенте функционировали 303 общеобразовательные школы, из которых 110 были укомплектованы частично, то есть в некоторых школах обучалось гораздо меньше учащихся, чем эти школы рассчитаны. В результате, именно эти учебные заведения выбрали для передачи частным инвесторам для реализации пилотных проектов ГЧП. И таких школ достаточно в каждом городе и районе республики.

Думаю, это наиболее оптимальный путь привлечения частных инвесторов в сферу народного образования. Такой подход будет способствовать ускорению процесса привлечения инвестиций, а сэкономленные средства на строительстве можно будет направить на подготовку квалифицированных специалистов.

В рамках подобных проектов ГЧП у инвесторов не только в крупных городах, но и по всей стране появится больше возможностей для того, чтобы создать надлежащие условия для обучения детей и работы преподавателей. Особо следует отметить, что еще шесть лет назад, Глава государства постановил предоставить право инвесторам пользоваться имуществом и объектами школ в течение 30 лет. Вместе с тем достоверно известно, что в Самаркандской области нет примера, когда незагруженные, тем более находящиеся в аварийном состоянии школы были предоставлены частным инвесторам на этих условиях.

Илхом ВАФАЕВ,

методист Самаркандского областного национального центра

обучения педагогов новым методикам.