Инвестиционная политика и уровень жизни населения

На уровень жизни населения огромное влияние оказывают инвестиции: чем больше объём инвестиций, тем быстрее растёт экономика страны. Её рост означает, что повышается благосостояние народа. Практика нашей страны показала, что экономического роста можно достигать в стоимостных показателях, хотя при этом конкретных подвижек по улучшению уровня жизни населения может и не быть.

Следует отметить, что наша страна характеризуется сложной демографической ситуацией, ежегодно население возрастает более чем на 650 тысяч человек. Исходя из этого, очень важно не только сохранить достигнутый уровень благосостояния людей, но и обеспечить насущные потребности непрерывно возрастающего населения.

В первые годы независимости было объявлено, что начатые реформы направлены на создание в Узбекистане социально ориентированной экономики. Соответственно этому формировался государственный бюджет, более половины расходов которого направлялись на удовлетворение социальных нужд. Единственно, в чём был недостаток менеджмента высшего звена того периода – это то, что не были разработаны критерии оценки показателей, характеризующих динамику изменений, происходящих с уровнем жизни населения страны.

Почему важна перепись населения?

Большую позитивную роль в решении задач, направленных на повышение уровня благосостояния населения, могло бы сыграть проведение Всеобщей переписи населения. Однако по непонятным причинам за все истекшие годы самостоятельного развития, эта задача откладывалась на задний план. Только в феврале 2019 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан УП-5655-с “Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан”.

Многие считают, что перепись проводится для уточнения численности проживающих в стране людей. Хотя это очень важно, но не самое главное. Всеобщая перепись населения остаётся на сегодняшний день единственно достоверным и наиболее полноценным источником необходимой информации о демографических, социальных и экономических процессах, происходящих в стране. Это мероприятие позволяет не только определить динамику процессов, происходящих в сфере демографии, с занятостью населения, но и досконально разобраться с жилищными и другими социально-бытовыми условиями различных групп населения в разрезе регионов, источниками его доходов, образовательным уровнем населения. Следует учесть, что без переписи населения невозможно обеспечить соответствие экономического развития решению важнейших социальных проблем.

Если бы мы перепись населения проводили каждые десять лет, как это практикуется в других странах Содружества Независимых Государств, то имели бы реальную картину отрицательных последствий внешних и внутренних факторов на имущественное расслоение общества.

Возникает резонный вопрос: в чём причина того, что столь важное социально значимое мероприятие откладывается в долгий ящик. Логически получается, что она откладывается не только по соображениям, связанным с финансовыми затратами. За последние годы каждую семью посетили не только сенаторы, депутаты и банкиры, но и врачи и учителя, являющиеся основными исполнителями переписи. По всей видимости, главная причина в том, что реальная картина уровня жизни населения может оказаться далеко не радужной, когда раскроются скрытые доселе серьёзные недостатки результатов социально-экономических преобразований.

Полученные результаты переписи населения используются широко для решения многих важных проблем как экономического, так и социального развития общества. Используя их в качестве основного справочного материала для обеспечения равенства в распределении материальных благ, предоставления государственных услуг, можно было на деле реализовать принципы социальной справедливости. Результаты переписи являются достоверной базой для принятия справедливых, обоснованных решений по распределению и выделению государственных средств между различными регионами страны на цели образования и здравоохранения.

Перепись играет ключевую роль в государственном управлении экономикой. Она является важнейшей основой для разработки долгосрочных прогнозов и государственных целевых программ социально-экономического развития, используется для измерения влияния промышленного развития на экономику страны, изучения процессов формирования, размещения и использования трудовых ресурсов, разработки программ по созданию новых рабочих мест... 

Возникает вполне резонный вопрос: есть ли вообще в мировой практике примеры, когда реформы увенчались успехом без полноценной и всесторонней оценки сложившегося положения дел в экономике и социальной сфере страны? Поэтому и сегодня, по истечении пяти лет нового этапа преобразований, нет реальной картины с благосостоянием населения, с бедностью, с имущественным расслоением членов общества на богатых и бедных, с определением среднего класса, с градацией населения по уровню жизни, не даётся объективная оценка отрицательным последствиям пандемии.

Со статистикой не шутят

В последние годы мы отказались от практики всестороннего анализа и оценки итогов социально-экономического развития страны, эффективности инвестиционной деятельности. Не принимаются решительные меры по наведению порядка в деле осуществления статистической отчётности. Так, несмотря на то, что более половины продукции сельского хозяйства приходится на индивидуальный сектор, не осуществляется цифровизация учёта и отчётности производства, осуществляемого на приусадебных участках сельчан. Хуже того, десятки тысяч малых промышленных предприятий, на которых занята основная масса персонала, представляют государственную статистическую отчётность только раз в год и то через два месяца по истечению года.

Это к вопросу о том, что если мы так относимся к организации статистики важнейших отраслей, то надеяться на качество показателей, относящихся к другим отраслям и благосостоянию населения в целом, не приходится.

В чём связь между переписью населения (статистикой) и инвестиционной деятельностью? В том, что, только определив уровень жизни населения в разрезе регионов, разобравшись в причинах разрыва в благосостоянии различных социальных групп, можно разрабатывать долговременные инвестиционные программы, строить инвестиционную политику, рационально и со знанием истинного положения дел заниматься размещением производства.

В течение 2022-2026 годов правительство страны планирует привлечь иностранных инвестиций на общую сумму 70 миллиардов долларов. Это в несколько раз больше, чем освоено за предыдущие 5 лет. При этом не видно, что определены стратегические отрасли экономики страны, способных выполнить роль локомотива в постпандемийный период. Следует признать, что проводившаяся за последние годы инвестиционная политика не позволила добиться прорывных результатов в развитии экономики Узбекистана. В немалой степени этому способствовала пандемия. Но есть немало других объективных и субъективных факторов, от которых зависит эффективность этой деятельности.

На наш взгляд, необходимо коренным образом изменить подходы к разработке инвестиционных проектов, направленных на изменение ситуации с занятостью населения, обуздание инфляционных процессов. Судите сами.

Ежегодно численность экономически активного населения страны возрастает примерно на 600 тысяч человек, а новых рабочих мест создаётся на 300 тысяч меньше. Например, при строительстве цементного завода с годовой производственной мощностью в миллион тонн одно рабочее место обходится почти в миллион долларов США. Если бы инвестиционные проекты сопровождались глубокими маркетинговыми исследованиями и были более грамотно обоснованы, этих средств хватило бы на многократно большее число рабочих мест.

Казалось бы, настали времена, когда аграрный сектор будет подвергнут коренным изменениям, земельные отношения будут приведены в соответствие с современными требованиями. Но насколько реальными могут быть эти цели, если инвестиционная деятельность должным образом не направлена ни на развитие сельскохозяйственного машиностроения, ни на глубокую переработку животноводческой и плодоовощной продукции?!

Использовать внутренние резервы

Складывающая в окружении Узбекистана международная обстановка и необходимость преодоления накопившихся внутренних проблем требует коренного совершенствования инвестиционной деятельности в сторону эффективности и научно обоснованного подбора проектов. Как неоднократно подчёркивает Президент страны, каждый вложенный в экономику страны доллар и сум, должны возрастать многократно и при коротких сроках окупаемости.

В качестве заключения хочется отметить, что наряду с мерами по созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения внешних заимствований, немаловажное значение имеет поиск внутренних источников инвестиций. В этих целях необходимо осуществить следующие меры:

- изменить подходы к размещению сельскохозяйственной продукции с тем, чтобы путём оптимизации цен на продукты питания добиться повышения платежеспособности населения по отношению к другим потребительским товарам, расширения ёмкости внутреннего рынка;

- принять комплекс мер по привлечению денежных переводов трудовых мигрантов на инвестиционные цели, в частности путём создания акционерных обществ открытого типа;

- возродить былое доверие населения к коммерческим банкам с целью широкомасштабного привлечения его сбережений в банковские депозиты, с условием принятия решительных мер по обузданию инфляционных процессов;

- опираясь на здравый смысл, сохранить ограничительные меры по проведению свадебных и иных торжеств;

- открыть более широкий доступ к импорту широкой линейки легковых автомобилей с низким ценовым диапазоном.

- перейти к практике предоставления земельных массивов для индивидуального строительства жилья с предварительной подводкой коммуникационных сооружений за счёт государственных средств.

- учитывая ежегодно возрастающий охват выпускников школ высшими учебными заведения, перейти к оптимизации стоимости учебы на контрактной основе.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.