Инклюзивное образование: в атмосфере добра и милосердия

Два года назад, 13 октября 2020 года, Президентом Республики Узбекистан была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах. Как сегодня обстоит вопрос вовлечения в общеобразовательный процесс детей с особыми потребностями, - об этом говорилось на семинаре в Молодежном центре г. Самарканда, который объединил учителей, представителей негосударственных некоммерческих организаций и СМИ.

Сразу отмечу, что, к сожалению, данный вопрос, несмотря на принятые постановления Президента РУз «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» и соответствующего КабМина, пока не привлекает должного внимания профильного ведомства. Присутствие на прошедшем семинаре представителей сферы было бы кстати, потому что у собравшихся накопилось немало вопросов и предложений, но они отсутствовали. Тем не менее мероприятие, организованное ННО «Хаёт» и «Имон», с презентациями об опыте работы, ответами на вопросы было очень насыщенным и полезным.

- В этом году медико-психолого-педагогической комиссией были обследованы 715 детей, 693 получили направление на получение образования, - поясняет ответственный секретарь данной комиссии облуно и облздрава Мохира Самандарова. – В основном, даем направления в специализированные школы. Куда именно - определяют члены комиссии, в которую входят такие специалисты, как сурдолог, логопед, офтальмолог, психолог, педиатр, фтизиатр, психиатр, ортопед. Но в этом году 27 детей получили направление в обычные школы, где практикуется инклюзивное образование. В городе Самарканде это школы №№13, 17, 26, 33, 35, 37, 45. На дому обучается 24 ребенка с особыми потребностями.

По наблюдениям М. Самандаровой, за последнее время выросло количество родителей, обращающихся в комиссию для получения направления, хотя, конечно, многие по-прежнему прячут своих детей от посторонних глаз, тем самым упуская момент. Потом, когда ребенок перерастает период обучаемости, становится педагогически запущенным, папы и мамы со слезами приходят к специалистам, но бывает уже поздно.

- Сегодня государство уделяет большое внимание этому вопросу, - продолжает М. Самандарова, - во всех районах сейчас есть школы с инклюзией. В этом году приказом МНО определены дополнительные выплаты для учителей инклюзивных классов. Так, за одного ребенка с особенностями будут доплачивать 10 процентов от оклада, за двоих – 20, за трех и более – 30 процентов. Но данный приказ пока проходит экспертизу в Министерстве финансов, его одобрение простимулирует учителей.

Кто-то из присутствующих задал вопрос, а не станет ли это поводом для злоупотреблений, когда учителя в погоне за доплатой начнут принимать детей с особенными потребностями, а в последствии это скажется на качестве образования? Участники семинара на своем примере рассказали, как непросто заниматься с такими ребятами. К примеру, большой опыт работы с такими детьми у преподавателя школы №13 г. Самарканда Елены Махмудовой.

- В моем классе 37 учеников и один мальчик с церебральным параличом, - комментирует свою презентацию Е. Махмудова. - В этом же классе учится его сестра, которая ему помогает. Амирчик вполне обучаемый, он бегло читает на уровне своих сверстников. Сложность только в передвижении. Мальчик хочет выходить к доске и отвечать, но, конечно, для этого нужна помощь со стороны. Хочу сказать, что родители мальчика очень благодарны за любой новый навык, который он приобретает в школе. И видя горящие глаза мальчика, доброе отношение его родителей, хочется работать дальше.

Это не первый ребенок в практике Е. Махмудовой, с 1986 года у нее были дети с разными диагнозами, но тогда не существовало особой программы по инклюзии, всё приходило с опытом. С 2014 года инклюзивное образование вошло в обиход педагогов.

На вопрос, а как дети относятся к однокласснику с особенностями, Е. Махмудова отвечает:

- Очень по-доброму! Причем не только к нему, они, в целом, становятся милосерднее. Их родители становятся гуманнее, хотя, бывает, что поначалу воспринимают негативно присутствие в классе детей с особенностями, но всё зависит от педагога, его твердости и умения создать атмосферу добра и милосердия. Атмосферу создает и педколлектив. Первые дети, которых принимала по инклюзивной программе наша школа, уже учатся в седьмом классе. Например, Камила, передвигающаяся на коляске. Администрация школы пошла на уступки и не стала из-за нее перемещать класс на третий этаж, рядом оборудовали специальный туалет. А что касается вопроса о том, будто каждый захочет иметь такого ребенка из-за 10, 20, 30-процентной надбавки, - поверьте, это очень тяжелая работа. Для них нужна отдельная программа обучения, учитель дифференцированно подходит к заданиям, требованиям. При этом нельзя допускать жалости, снисхождения, чтобы у таких детей не выработался иждивенческий подход.

Е. Махмудовой вторит и преподаватель из школы №26 Ванда Гребенник.

- Не каждый учитель сможет заниматься с детьми, у которых особые потребности, - говорит она. - У них могут быть физиологические отклонения: где слюни потекли, где сопельки, где воздух испортили. Нужно вытереть, не заметить. Известен случай, когда очень хороший педагог не смогла переступить через себя и помогать ребенку ходить с ним в туалет, она уволилась с работы. И с родителями нужно работать. Напоминать, что мы все ходим под Богом. Никто не знает, что будет с вашим, таким здоровым и веселым ребенком. Наверное, все помнят страшную трагедию, когда пьяный водитель сбил двоих мальчиков, лишив их ног. Я их учила! Мальчики занимались спортом, занимали первые места на соревнованиях, были активными, жизнерадостными, учились в моем классе, а потом эта страшная трагедия. Они ни в чем не виноваты, но взрослые должны всегда помнить об этом и воспитывать в себе человечность. Учить – вообще кропотливая работа, а учить детей с особенностями требует вдвое, втрое больше сил. Мой кабинет находится на втором этаже, у нас не приспособлена школа для детей с особыми потребностями, но одноклассники помогают ребятам с ДЦП спускаться и подниматься, водить в туалет. Радует, что милосердие для них становится нормой.

- Сегодня важно повышать осведомленность населения об инклюзивном образовании, - сказала в заключение семинара директор ННО «Хаёт» Рано Халилова. - Крайне необходимо, чтобы и гороно, и облуно понимали и помогали в этом вопросе. Необходимо ввести новую штатную единицу – тьютера или ассистента учителя. В образовательных учреждениях, в которых обучаются дети с особыми потребностями, нужно создавать беспрепятственную среду - подъемные устройства, пандусы. Нужны и курсы для педагогов, готовых влиться в инклюзивную систему образования, и специальная литература, методические пособия…

Безусловно, не бывает всё и сразу. По словам Р. Халиловой, в тех же США 50 лет переходили на инклюзивное образование, а у нас такой переход планируется до 2025 года. Поэтому только совместные усилия всех - общества, родителей, учителей, государства - помогут ускорить этот процесс во имя по-настоящему гуманного общества.

Анастасия ПАВЛЕНКО.