Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Имам истинного пути

Сегодня, когда мы стоим на пороге третьего десятилетия ХХI века, очень важно донести до народа, и в особенности до молодежи, идеи, призывающие к просветительству, духовному очищению, миру и спокойствию, прогрессу и созиданию. Таким воплатителем идей был Имам аль-Матуриди.

На сегодняшний день имя имама Абу Мансура аль-Матуриди на устах многих мусульман, и оно стало настолько известным, что даже люди, не имеющие никакого представления о религии, наверняка слышали о нем. В особенности это наблюдается в среде русскоязычных мусульман.

Его полное имя Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди ас-Самарканди.

Вот что сказал о нем Шейх Шамсуддин ибн Мухаммад Ашраф ибн Кайсар ибн Амир Джамаль ибн Шах аль-Афгани в своей книге «Матуридия»:

«Тот, кто будет усердно искать информацию о его жизни, столкнется с таким удивительным фактом, что жизнь основателя матуридитской школы не освещена в книгах по истории «тарих», «табакат», в книгах о городах «бульдан», в книгах о дате смерти ученых «уафаят», в книгах о биографиях ученых «Тараджум» и т.п. В этих книгах нет никакого описания его жизни, того, как он воспитывался. Ничего из этого нет, кроме небольшого упоминания. И совсем ничего неизвестно о его путешествиях на пути требования знаний. И неизвестно выезжал ли аль-Матуриди хоть раз за пределы Самарканда или нет?!»

Действительно, несмотря на то, что аль-Матуриди называли «Имам правильного пути», «Исправитель убеждения мусульман», «Руководитель суннитов», «Удаляющий заблуждения смутьянов и нововведенцев» и его слава была велика, к сожалению, у нас крайне скупые сведения о его личности.

Известно, что аль-Матуриди родился в Матуриде близ Самарканда приблизительно в 238 году по хиджре (852 год). Похоронен он на кладбище Чокардиза Самарканда в  333 году по хиджре (944 год).

Существуют разные мнения о происхождении имама Матуриди. Согласно одному из них он происходил из тюрков, по другой версии являлся потомком знаменитого Абу Айуба аль-Ансари из Медины. Последнее мнение подкреплено тем, что некоторые арабские семьи из Медины переселились в Самарканд.

Имам Матуриди был знатоком калама (всякое рассуждение на религиозно-философскую тему), истории течений в исламе, аль-фикха и тафсира. В своих трудах имам разъяснял и доказывал акыду (вероубеждение в исламе, мировоззрение мусульман) Ахль-ас-Сунна валь-Джамаа, приводя доводы из Корана и сунны, а также доводы разума. Имам Матуриди сам являлся последователем имама Абу Ханифы как в фикхе, так и в акыде.

Ученые калама считают, что имам Матуриди - ученый, детально разработавший и систематизировавший основные взгляды Абу Ханифы по каламу.

Матуридиты - последователи аль-Матуриди

Матуридиты придавали важное значение человеческому разуму в понимании вопросов веры. Например, они допускали возможность толкования и интерпретации некоторых аятов Корана, также они утверждали, что разум в состоянии постичь существование Всевышнего. Но подобные утверждения относятся только к вопросам постижения Аллаха, размышлять же о сути постановлений шариата запрещено, постичь их разумом невозможно, а необходимо принять на веру, следуя Корану и Сунне.

О том, что может или обязан творить Аллах, аль-Матуриди имел собственное мнение, суть которого сводилась к тому, что Аллах творит все на основе определенного плана или замысла. В этом отношении он равноудалился как от мутазилитов, утверждавших, что Аллах обязан творить только наилучшее и только справедливость, так и от ашаритов, которые полагали, что над этим вопросом человеку размышлять вообще не следует.

В вопросе предопределения матуридиты также находятся посередине между ашаритами с их концепцией того, что все поступки человека предопределены, а человек их только присваивает (касб), и мутазилитами, утверждавшим, что человек наделен свободой воли.

Аль-Матуруди признавал касб, но вкладывал в это понятие несколько иной смысл: он считал, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от воли и желания человека, то есть, пожелания человека и являются божьей волей, которую он предопределил человеку.

Умида ХОЛБЕКОВА.

И научнo-исследовательский центр, и стипендия

Принятое 11 августа нынешнего года Постановление Президента РУз «О мерах по образованию международного научно-исследовательского центра Имама Матуриди» в конечном итоге служит воспитанию молодого поколения в духе благородных общечеловеческих идей, формированию у него идеологического иммунитета.

Ректору Международной исламской академии Узбекистана отныне предоставлено право привлекать в центр Имама Матуриди зарубежных специалистов в качестве научных исследователей, производить оплату повышения квалификации и прохождения стажировки научных исследователей и специалистов Центра в зарубежных образовательных и научно-исследовательских учреждениях.

Также данным  Постановлением для зарубежных исследователей и соискателей,  ведущих исследования, связанные с учением Имама Матуриди и матуридизма, учреждена Международная стипендия имени Имама Матуриди. Научные исследования лауреатов международной стипендии, проводимые в Узбекистане, будут финансироваться за счет грантов международных и зарубежных организаций.