И опять про общественный транспорт

На сегодняшний день 67 из 201 автобусных маршрутов области прекратили работу из-за неоправдания затрат. Только в городе Самарканде отменен 21 маршрут из 60. Это является причиной острого недовольства населения, в социальных сетях ситуация постоянно и напряженно обсуждается.
Обеспечение в области оказания качественных транспортных услуг является одной из актуальных задач, стоящих на повестке дня хокимиятов и компетентных организаций. Ведь в этом направлении имеется много проблем. Итак, что это за проблемы и какие меры принимаются для их решения?
Напомним, Постановлением Главы государства «О мерах по дальнейшему расширению механизмов финансирования предпринимательских проектов в регионах» предусмотрено 14-процентное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, по словам и.о. начальника областного управления транспорта А. Ашурова, коммерческие банки не реализуют это постановление, ссылаясь на различные причины, что в свою очередь, демотивирует предпринимателей, желающих работать в этой сфере.
Только в Пахтачийском районе ООО «Пахтачи ташкилий авто» были приобретены четыре автобуса Isuzu за счёт средств Зиёвуддинского филиала «Микрокредитбанка», - говорит А. Ашуров. – Во всех остальных банках отказывают с формулировкой: «не включено в программу» или «нет ресурсов». А средства нужны. Также необходима поддержка в реализации постановления за № -316 от 12. 07. 2022 года, где сказано, что в Самарканде планируется создать диспетчерскую станцию, которая будет контролировать транспорт. На формирование штатных единиц, материально-технической базы и другие работы необходимо 187,93 млн. сумов.
Несмотря на сложности, ООО «Мароканд транс 777» до конца этого года планирует привезти 80 новых современных автобусов и пустить их на необходимые населению маршруты.
Увеличением маршрутов и автобусов проблема общественного транспорта не решится. Необходимо обеспечить качественное и безопасное транспортное обслуживание пассажиров на маршрутах городского общественного транспорта, то есть повысить уровень их использования с 18% до 30-35%. Привести в надлежащий вид остановки, в которых будут созданы условия для ожидающих, с учетом погодных условий, а не для торговых точек. А также привести в порядок стихийные скопления автобусов на проезжей части дорог.
Да, по данным вопросам уже внесены предложения в соответствующие органы, - говорит А. Ашуров. – К примеру, о создании специальных площадок для остановок и разворота автобусов, крупных автостоянок в разных точках пригорода, оснащение их камерами наблюдения для предотвращения нарушений. На этот год только в городе Самарканде было запланировано построить не менее 20 «умных» остановок. На сегодняшний день построено 30 новых остановок с LAD-экранами, которые предоставляют необходимую информацию пассажирам в режиме реального времени. В стадии строительства находится ещё 28 таких остановок. Предусматривается, что на всех построенных остановках через централизованного оператора будет передаваться информация о маршрутах городских автобусов.
На существующих 1 824 транспортных средствах, находящихся в собственности юридических и физических лиц, осуществляющих пассажирские перевозки, независимо от их организационно-правовой формы, устанавливаются видеорегистраторы. Пока установлено на 1 250 из них, работа продолжается.
Также наболевшим вопросом является оплата за проезд в общественном транспорте.
На сегодняшний день в Самарканде действует 17 частных перевозчиков и одно государственное предприятие - трамвайное управление, - говорит А. Ашуров. - Стоимость проезда составляет 1400 сумов, но на самом деле на перевозку одного пассажира в среднем затрачивается 1 780 сумов. За шесть месяцев текущего года убытки, понесенные городским общественным транспортом, составляют более 6,2 млрд. сумов, но перевозчикам они возмещены не были. Основная причина этой неуплаты заключается в том, что в поручении, данным Ш. Мирзиёевым 29 апреля в Самарканде, по поводу мер по развитию общественного транспорта, при выделении субсидии (дотации) на городской транспорт оплата каждого перевезенного пассажира является условием исчисления убытков от суммы, проведенной через систему «АТТО». А учитывая, что 70% пассажиров в городском общественном транспорте - из районов или разовые пассажиры, переход на систему оплаты электронными платёжными картами «АТТО» требует много времени. Например, на сегодняшний день лишь пять процентов пассажиров оплачивают проезд транспортными картами «АТТО».
Одним словом, в области много проблем, связанных с материально-технической базой субъектов сферы, культурой водителей и пешеходов и препятствующих качественному транспортному обслуживанию населения. Их решение требует сплоченных действий ответственных лиц и широкой общественности.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.