Госпрограмма нуждается в доработке

В эти дни идёт активное обсуждение проекта Государственной программы на 2019 год, названного Президентом Республики "Годом активных инвестиций и социального развития". Проект выставлен на сайте http://2019.strategy.uz/. Ниже приводим размышления о ней экономиста Ильхома Вафаева.
Насколько адекватно отражают внесённые в Программу мероприятия создавшееся в стране социально-экономическое положение и достаточно ли двухнедельного срока, чтобы обогатить ее значимыми предложениями экспертов и предпринимателей, трудно сказать. Можно привести множество примеров, характеризующих наличие в этом громоздком документе серьёзных огрехов как по форме, так и по существу. Поэтому он нуждается в доработке, если его целью является достижение прорывных результатов в социально-экономическом развитии страны в 2019 году.
Ниже хочу поделиться с читателями "СВ" некоторыми предложениями и соображениями по отдельным пунктам и направлениям проекта госпрограммы.
- Совершенствование монетарной политики.
Следует прекратить необоснованную излишнюю денежную эмиссию, то есть накачку каналов денежного обращения излишней денежной массой, являющейся основной причиной ускорения инфляционных процессов. При этом нужно разграничить функции ответственных органов, призванных осуществлять контроль за внебанковским оборотом денег.
- Пересмотрпорядка выделения кредитана выращивание хлопка-сырца и зерновых колосовых продуктов.
Этот пункт предполагает сохранение устаревшего, не оправдавшего себя на практике хозяйственного механизма государственного заказа. Если производство хлопка становится функцией текстильных кластеров, а зерно будет закупаться мелькомбинатами на основе прямых договоров, то соответственно и потребность в кредитовании должно определяться на основе заявок промышленных предприятий.
- Повышение знаний фермеров в сфере сельского хозяйства.
Осуществить мониторинг и определить степень обеспеченности фермерских хозяйств квалифицированными специалистами. На базе расположенных в районах профессиональных колледжей создавать филиалы вузов аграрного профиля. Сократить сроки учёбы в бакалавриате до 3-х лет. Увеличить объём подготовки кадров путём внедрения заочного и дистанционного обучения.
- Всестороннее развитие деятельности кластеров в сферах хлопководства, зерноводства, плодоовощной промышленности.
Минимизировать степень вмешательства административных органов в деятельность текстильных кластеров путём создания в их составе сельскохозяйственных хозрасчётных подразделений. Разработать методику определения реальных потребностей государства в зерне (армия, госрезерв). Параллельно перейти на систему заключения прямых договоров поставок между производителями зерна и его промышленными переработчиками. Создавать крупные специализированные на производстве овощей пригородные агропромышленные объединения. С целью недопущения параллелизма при размещении овощей и картофеля и сокращения доходов производителей усилить координирующую роль Советов фермерских хозяйств.
- Создание единой системы выращивания, хранения и подготовки семян сельскохозяйственных культур.
Такой подход противоречит 89 пункту, то есть принципу перевода сельскохозяйственного производства на систему кластеров и принципам децентрализации в целом. Вместо этого надо создать экономические условия, направленные на повышение заинтересованности непосредственных производителей, включая дехканские хозяйства, заниматься семеноводством. Совершенствовать деятельность специализированных НИИ аграрного сектора.
- Совершенствование деятельности Ассоциации водопользователей.
На законодательной основе разработать порядок заключения договоров между водохозяйственными организациями и сельскохозяйственными производителями, определить материальную ответственность водохозяйственных организаций за их нарушение договорных обязательств.
- Коренной пересмотр системы выделения земель на сельскохозяйственные цели.
Во-первых, надо сделать так, чтобы новый порядок был разработан до начала весенне-полевых работ. Во-вторых, земли должны быть перераспределены в пользу дехканских хозяйств и приусадебных участков сельчан, где размещено более 10 миллионов голов КРС.
- Укрепление коромовой базы животноводства и птицеводства.
Осуществить перепись поголовья скота и птицы. На этой основе разработать баланс потребности в кормах, лекарствах, услугах. При помощи учёных разработать раздельные по видам скота и птицы нормы рационального питания для различных регионов и с учётом сезонности их содержания. С целью укрупнения дехканских хозяйств, занятых откормом скота, внедрить практику передачи им земель в аренду на срочной и платной основе.
- Совершенствование системы размещения сельхозкультур.
С точки зрения перехода на рыночные отношения это значит полностью отказаться от традиционного подхода в размещении сельскохозяйственных культур, коренным образом изменить её на основе принципов маркетинга. Кроме хлопка, все остальные культуры должны производиться без государственного участия многоукладными сельскохозяйственными предприятиями с учётом спроса и предложения и свободного ценообразования. Государство может доводить государственный заказ до крупных производителей на экспортные поставки, создавать страховые запасы на случай чрезвычайных ситуаций и заниматься страхованием урожая.
- Разработка среднесрочных и долгосрочных программ поразвитию промышленности в 27 районах республики.
В пункте 54 поставлена задача разработки до 1 апреля 2019 года концепции по социально-экономическому развитию страны до 2030 года. Предложения по развитию промышленности в сельских районах целесообразно начать после завершения этой работы. Кроме того, следует учесть, что по мере внедрения новой Налоговой политики велика вероятность того, что в индустриальном секторе страны произойдут коренные изменения как в части концентрации, так и специализации производства.
- Формирование первичного портфеля инвестиционных проектов в разрезе регионов и отраслей для представления инвесторам.
Создание при главе правительства республиканского Центра маркетинговых исследований с филиалами в областных центрах. Прежде чем территориям предоставить самостоятельность в разработке предложений по размещению производственных объектов:
во-первых, их руководители должны быть аттестованы на предмет знания теоретических основ экономики, менеджмента и маркетинга.
во-вторых, должны быть созданы условия для свободного перемещения производственных ресурсов из отрасли в отрасль, из региона в регион, то есть условия для добросовестной конкуренции. Такого же подхода нужно придерживаться при размещении производств на территории свободных экономических и малых промышленных зон. (п.п 116, 117).
- Дальнейшее увеличение объема экспорта продукции, выращенной фермерскими и дехканскими хозяйствами.
Разработка баланса производства и реализации сельскохозяйственной продукции с учётом насыщения внутреннего рынка продуктами первой необходимости. Разработка программ по выводу на экспорт мясомолочной продукции за счёт отказа от экспорта овощей открытого грунта (кроме ранней капусты) и размещения вместо них кормовых культур.
- Упрощение таможенных процедур, а также поддержка предпринимателей на основе государственно-частного партнерства.
Определить чёткие правила ввоза физическими лицами товаров с территории сопредельных государств, исключающие самовольную их интерпретацию со стороны работников таможенной службы и коррупционную составляющую путём обеспечения гласности и прозрачности применения этих правил. Активизировать работу по организации прямых автобусных сообщений до центров приграничных районов и областей.
- Пересмотр порядка определения минимального размера месячной заработной платы.
Вместо показателя МРОТ перейти на практику применения показателя "Прожиточный минимум" и на этой основе определять и осуществлять социальную защиту лиц, находящихся за чертой бедности.