«Гирлянда веков» и её авторы
В Самарканде, в глубине аллеи на Регистане, перед школой №2, находится уникальное по красоте и исполнению мозаичное панно из римской смальты «Гирлянда веков». 96-метровая мозаика была создана в 1976 году в преддверии открытия на Регистане Сада поэтов московскими художниками-монументалистами Юрием Цыгановым и Иваном Влащиком. Их имена до сих пор можно разглядеть в витиеватом мозаичном узоре.
В газете «Ленинский путь» за тот год о мозаике и авторах довольно скудная информация. Известно только, что сложную работу по установке мозаичных плит, смальту для которых изготовили на Киевском стекольном заводе, под руководством художников делали рабочие Джамбайского промстройкомбината треста «Самаркандводстрой». Однако, порывшись в интернете, кое-какую информацию о художниках найти всё же удалось, во всяком случае об одном из них – Юрии Петровиче Цыганове.
Будущий художник родился 14 апреля 1923 года в городе Саратове. Участвовал в Великой Отечественной войне: в боях при снятии блокады города Ленинграда, в Рижской операции. Командуя зенитной батареей, сбил 8 вражеских самолетов.
Ю. П. Цыганов имел талант к рисованию, поэтому после войны сначала обучался в полиграфическом институте, затем поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства. Учился на монументальном отделении, а первым его наставником был знаменитый советский живописец и скульптор Александр Александрович Дейнека.
Первая большая работа четверокурсника - «Стасов среди русских художников», экспонировавшаяся на выставке произведений молодых московских художников в 1954 году. Всего на выставке было 805 произведений разных художников, но именно курсовая работа Юрия Цыганова получила всеобщее признание и была названа образцом современного искусства. Эта картина выдвигалась на соискание Сталинской премии, но получить её молодому живописцу помешал тот факт, что соискатель был студентом. В настоящее время картина выставлена в Музее реконструкции Москвы, который её приобрел, а многочисленные репродукции этой работы известны не только в России, но и далеко за её пределами.
Дипломная работа (роспись драматического театра в городе Калинине, нынешней Твери) была защищена Юрием Цыгановым на «отлично». После окончания вуза художник на протяжении 15 лет работал в Живописном и Монументальном комбинатах, занимаясь станковой живописью. Этот период в жизни художника был очень плодотворен. Этюды Кавказа, Крыма, русской природы поражают виртуозностью исполнения, потрясающей верностью натуре. Работая в Монументальном комбинате самостоятельно и в соавторстве с другими художниками, Ю. П. Цыганов создал ряд крупных горельефов из бетона, мозаик, витражей во многих городах Советского Союза, включая Самарканд. Все они отличаются высокой художественной ценностью и философским смыслом.
Став главным художником Художественного Фонда СССР и уделяя много времени административной работе, Юрий Петрович никогда не забывал о творчестве. По воспоминаниям знавших его людей и сына, окружающих поражала его работоспособность. Из дома Юрий Петрович никогда не выходил без маленького этюдника и палки, которая при необходимости легко превращалась в одноногий стул. Кстати, конструкцию стула он придумал сам и изготовил его своими руками, как и этюдник. В своих акварелях он запечатлевал самые незаметные явления природы. Его картины выполнены широкими мазками наполненными светом, любовью к человеку и окружающей его природе.
Умер Юрий Петрович Цыганов в 1994 году в Москве после тяжелой продолжительной болезни. Вместе с тем, зная, что умирает, Юрий Петрович не терял оптимизма и продолжал постоянно работать. Его последний этюд был закончен за три дня до смерти.
Что касается второго автора – художника Ивана Влащика, то биографических фактов о нем в интернете почти нет. Известно, что он родился в 1918 году. Им созданы десятки крупных витражей, мозаик, сграффито во многих городах Советского Союза. Среди его наиболее известных сохранившихся работ большеразмерный витраж в ресторане Киевского вокзала в Москве, выполненный в 1970 году, а также витраж площадью в 180 кв. метров на тему «Моя Родина» в белорусском городе Солигорске в здании Дворца культуры шахтеров, созданный в 1975-м году.
«Гирлянда веков» в Самарканде, общая площадь которой 350 квадратных метров, представляет собой панораму времени. В изумрудно-кобальтовой тональности в мозаичном панно запечатлена история древнего города. Здесь и Спитамен, и великий Амир Темур, и звездный Улугбек…
В этом году мозаике 45 лет, и она требует срочной реставрации. Более того «Гирлянду веков», которая является подлинным произведением монументального искусства, необходимо включить в Национальный список культурного наследия Республики Узбекистан.
Подготовила Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.