Гаджет для ребёнка зло или благо?
Для нас уже стало обыденным видеть молодых людей, сидящих на скамейках, но не беседующих, а уткнувшихся в свои гаджеты и время от времени перебрасывающихся короткими фразами. Привычными стали водители говорящие по сотовому телефону, пешеходы идущие без отрыва от телефона и лишь изредка бросающие взор на встречных. А ведь совсем иначе было лет 15 - 20 назад.
Каждый человек, вспоминая свои детские годы, в первую очередь, вспоминает своих друзей и подружек, а особенно игры на улице, в школьном дворе. Как только находились свободные минуты на перемене, мы дружно выбегали на школьный двор и начинали играть во всевозможные игры. А сколько времени мы проводили на улице, играя в туптош (камешки), пакиллок (латать разбитую глиняную лепешку), куз боглар (жмурки), прятки?! Мальчики играли в такие игры, как альчики, чилляк, лянгу и многие другие. Когда в школе с одноклассницами играли в догонялки, то нашим «домиком» были лужицы воды или очерченный круг.
Сейчас же, наблюдая за молодым поколением, да и не только за ним, мы можем видеть следующую картину: и млад и стар ходят, уткнувшись в «всемогущие» телефоны, планшеты и т. д. Дети практически не двигаются, соберутся и обсуждают игры в гаджетах и видео на сайтах. Они чаще всего общаются друг с другом при помощи телефонов, забывая о живом общении, замыкаются, живя в своём мире. Если раньше футбол играли на площадке, то сейчас виртуально, хотя для этого есть современные площадки.
Как-то раз, заинтересовавшись, подошла к ребятам, увлеченно играющим в телефонах, и спросила, о чем они так спорят. В ответ услышала: "Играем в Кальмара". Я сразу вспомнила, что недавно смотрела этот фильм, в котором главные герои играют в эту игру. Ее суть в том, что игроки должны пересечь линию за куклой, когда последняя поворачивает голову, игрок должен замереть на месте. Если же он шевельнется, то покидает игру и не просто покидает, а лишается жизни. Скажу вам, что это очень страшно, по крайней мере, для меня.
А еще, дети не знают о национальных играх. Помню, в детстве мы часто с соседями играли «Ок теракми, кук терак» («Белый тополь или зелёный тополь»). Правила таковы: играющие делятся на две команды, становятся друг против друга, взявшись крепко за руки. Одна команда хором говорит: «Белый тополь или зелёный тополь. От нас кто вам нужен?». Вторая команда отвечает: «Нам нужен такой-то». Названный бежит к противоположной команде и старается разорвать цепь, образованную из рук соперников. Если цепь будет разорвана, то прорвавшийся забирает одного из членов команды противника в свою команду, а если это ему не удаётся, то он остаётся в команде противника.
Можно вспомнить много различных игр, например лапта, пятнашки, классики. У нас в школе почти весь асфальт был расчерчен мелом на квадратики («классы»). И мы, прыгая на одной ноге, толкали баночку из-под гуталина или гальку, выбранную из кучи гравия, из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на нее ногой. Играли в скалки. Обычно для игры нужны были двое водящих, которые крутили прыгалку. Скалками у нас служили толстые веревки. Но особой популярностью у девчонок пользовалась игра «резинки».
Почти все игры нашего детства были очень подвижными, которые развивали такие качества, как выносливость, ловкость, находчивость, чувство поддержки команды. Ребёнок развивался физически и умственно.
Сейчас же многие подростки даже не знают про существование таких игр. Возьмут в руки телефон или сядут у «компа» и забывают обо всем, все их мысли сосредоточены на играх, просмотре различных сайтов, хорошо если не на запрещенных, ведь не всегда взрослые имеют возможность проконтролировать, но зато без слов пополняют счет, не интересуясь куда улетучились мегабайты.
Я считаю, что родители должны быть в курсе, где находится их ребёнок и чем занимается. А насчет телефонов как педагог скажу одно, они мешают вести занятия. Во время урока ученик не только отвлекается сам, но и отвлекает других. Думаю, что дорогие телефоны им не к чему, подойдут обычные кнопочные, меньше будут отвлекать. Наши родители выросли без гаджетов, даже не во всех домах были стационарные телефоны. Как и сейчас родители с утра до вечера были на работе, они знали: дети сами подогреют еду, присмотрят за младшими, а в некоторых случаях покормят скотину, домашнюю птицу, мало ли чего нужно сделать по дому. А смогут ли то же самое сделать современные подростки?
Муниса ШАМСИЕВА.